<<
>>

СЧАСТЬЕ

— в нравственно-фи-лософском смысле это состояние жизни, когда человек предполагает в ней смысл, доволен ее общей направленностью, тем, как он исполняет свое предназначение. Счастье есть единство осуществления блага и связанного с этим устойчивого и глубокого радостного переживания.

В зависимости от того, что является для человека смыслом жизни, ее целью и путями к ней, счастье понимается по-разному, в том числе и в различных этических учениях. Важнейшей составной счастья обычно видится чувство удовлетворенности своим индивидуальным бытием (те- лесно-душевной целостностью) или его перспективами. Поэтому распространено представление о том, что счастье есть реализация присущего человеку как природному существу изначального стремления к самосохранению, устранению страданий, самоутверждению, удо-вольствию. Но если при этом принимается такая система ценностей, что следование высшим це-лям, добру требует отказа от при-оритетности принципа личной пользы и удовольствия, предпо-лагается возможность несоответствия и даже разрыва между при-родной и моральной детерминацией, диктатом наличного и повелениями должного, счастьем и добродетелью.
Тем самым создается противоречие, весьма существенное для нравственности и для этики различных направлений. В учении Будды оно решается через отрицание абсолютной ценности индивидуального блага, всегда сопряженного с желанием, неизбежно несущим страдание; добродетельно отречение от всего индивидуального, что и ведет к подлинному блаженству — нирване. У Конфуция доброде-тельный человек — благородный муж находит удовлетворение в исполнении долга, состоящего в том, чтобы поддерживать с по-мощью традиционных правил — ритуалов согласие в семье и в го-сударстве, что отвечает воле Неба; а человек порочный эгоистичен — служит собственной выгоде, благополучие его, стоящее на частно-природном начале, не-прочно.
С развитием личностного, а также рационального начала в античности появляется эвдемонизм, сторонники которого утверждают, исходя из принятия безусловной ценности индивидуальной жизни, естественное право каждого на счастье; в нем наиболее значимы-ми представляется «благой дух» — гармоничный и безмятежный интел-лектуально-эмоциональный настрой души. Гедонисты еще решительнее подчиняют мораль природе, считая добродетельным то, что содействует наибольшему чувствен-ному наслаждению. Классический синтез добродетели и счастья под эгидой нравственности дает этика Аристотеля. Важнейшим для него является счастье личности, которое складывается из благ внешних — почет, богатство, хорошее окружение, удача; телесных — красота, здоровье; внутренних — похвальные свойства характера и интеллекта. Это добродетели души, в выработке которых человек наиболее свободен, они главным образом определяют его полное благо. Аристо-тель называет счастьем деятельность души сообразно добродетели на протяжении жизни, что и доставляет совершенное чувство — блаженство. Согласно христианской этике греховность человека не позволяет ему совместить земное сча-стье и добродетель, ведущую к спасению души и обретению блаженства в ином мире. К благодатному со-стоянию духа на Земле могут только приблизить подвижническое следо-вание примеру Христа, жертвенная деятельная любовь к ближнему и молитва. Этика Нового времени восстанавливает и развивает идеи о естественных правах ин-дивида на счастье, наслаждение, личную выгоду; разрабатываются концепции разумного эгоизма, в которых добродетель отожде-ствляется с действием в соответствии с правильно понятым лич-ным интересом, ведущим одновременно к индивидуальному и общему счастью. Кант опять разделяет счастье и нравственность, утверждая ее автономию как области человеческой свободы. Для него нравственно только то, что совершается во имя долга, а не по склонности или любому другому мотиву; вера в Бога нужна для того, чтобы освятить мораль и соединить исполнение сурового долга с надеждой на будущее счастье. Категорический императив в требовании поступать так, чтобы человечество в лице каждого было свято, устанавливает самоценность другого наравне с собственной самоценностью. Вместе с тем Кант принимает ведущую идею Просвещения о том, что распространение применения разума, расширение индивидуальной свободы и нравственное совершенствование ве-дут по пути Прогресса, к росту общественного и личного блага.

т

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СЧАСТЬЕ:

  1. Счастье
  2. Самое важное о достижении счастья
  3. ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство
  4. «Азбука счастья
  5. условие счастья
  6. ВДЕМОНИЗМ (греч. eudamonia - блаженство, счастье
  7. Сколько стоит счастье
  8. Светлана Пеунова. Есть в жизни счастье?, 2008
  9. Глава 9Как сделать свое счастье безмерным
  10. Эти странные иностранцы. Ищите счастье за границей
  11. Позиция по отношению к богатству и счастью