<<
>>

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Что причины существуют и что их столько по числу, сколько мы указали, — это очевидно, ибо такое же число включает вопрос «почему». А именно, последнее «почему» приводит или к [определению] «что именно есть» в [вещах] неподвижных (например, в математике в последнем итоге дело сводится к определению или прямой, или соизмеримого, или чего-нибудь иного), или к тому, что первое вызвало движение (например: «почему воевали?», «потому, что ограбили»), или к «чего ради» («чтобы властвовать»), или к материи, в вещах возникающих.

Итак, что причины именно таковы и их столько — это ясно, и, так как их четыре, физику надлежит знать обо всех, и, сводя вопрос «почему» к каждой из них — к материи, форме, движущему и к «ради чего», он ответит как физик.

Часто, однако, три из них сходятся к одной, ибо «что именно есть» и «ради чего» — одно и то же, а «откуда первое движение» — по виду одинаково с ними: ведь человек рождает человека. И вообще это применимо к тем [предметам], которые, будучи движимы, сами приводят в движение (а те, которые не таковы, не относятся к физике, так как они двигают, не имея в себе ни движения, ни начала движения, но оставаясь неподвижными.
Поэтому и существует три области исследований: одна — о [вещах] неподвижных, другая — хотя и о движущихся, но не гибнущих, третья — о подверженных гибели). Таким образом, на вопрос «почему» отвечает и тот, кто сводит его

624

к материи, и к тому, «что именно есть», и к первому вызвавшему движение.

При изучении причины возникновения большей за частью применяют следующий способ: наблюдают, что за чем появилось, что первое произвело или испытало [какие-либо действие], и так все время по порядку. Начала же, вызывающие физическое движение, двоякого рода: из них одно не природное, так как не имеет в себе самом начала движения. Таково то, что двигает, не двигаясь; например, совершенно неподвижное и первое для всего, таково также «что именно есть» и форма, ибо они цель и «ради чего». Следовательно, если природа вещей есть «ради чего», то и эту [причину] следует знать, и нужно всесторонне ответить на вопрос «почему», например: [1] потому, что из этого необходимо следует вот это (причем или вообще следует из этого, или в большинстве случаев), и [2] если должно произойти вот это, то оно будет как за-ключение из посылок; и [3] потому именно, что это суть бытия; и [4] в силу того, что так лучше — не вообще лучше, а в отношении сущности каждой [вещи].

<< | >>
Источник: Аристотель, В. Шкоды. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. 1999

Еще по теме ГЛАВА СЕДЬМАЯ:

  1. ГЛАВА СЕДЬМАЯ
  2. Глава седьмая.Эмоциональные преступники
  3. КНИГА СЕДЬМАЯ (Н)
  4. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ Государство и текущие экономические проблемы
  5. ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВО - КОММУНИКАЦИИ
  6. Седьмой Похититель времени:бумажная работа
  7. Ловушка седьмая: ну разве можно тебе доверять?
  8. Ошибка седьмая. Покидающий «крысиные бега» в России читает «Правду», а не «Wall Street Journal
  9. ГЛАВА 12. Оказание влияния в переговорах и продажах (продвинутая глава)
  10. Глава 8. Глава государства в зарубежных странах.
  11. ГЛАВА 4
  12. Глава 1
  13. Глава 2