<<
>>

СЕКСИЗМ

(англ. sex — пол) — категория, введенная представителями феминистской парадигмы и обо-значающая позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола.

Другими словами, С. — это ориентация, которая ставит в неблагоприятные усло-вия один пол по отношению к другому. С. рассматривается как один из видов социальных тендерных стереотипов, которые основаны на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их ие-рархии. Причем уже сама попытка выстраивания такой иерархии является С. Стереотипы в отношении пола встречают ребенка уже при рождении (первый вопрос, который задают при рождении ребенка: "Мальчик или девочка?") и сопровождают его на протяжении всего жизненного цикла (профессиональное общение, брачно-семейные отношения, образование, воспитание и т. д.). Сек- систские предрассудки и стереотипы (наряду с расизмом, национализмом и эйджизмом — дискриминацией по возрасту) не так безопасны, как могло бы показаться, — они с самого детства влияют на сознание и пове- дение людей, деля их на "своих" и "чужих".
Эти готовые шаблоны по-ведения, мнений,оценок,заменяю-щие понимание явления его опознанием и отнесением к принятой схеме, иногда столь глубоко укореняются в бессознательные структуры человеческой психики, что с ними трудно бороться рациональными дово-дами. Стереотипы женственности и мужественности не просто формируют людей, они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические каче-ства, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое. (Согласно широко распространенной вер-сии, феномен интенсивного распро-странения идеологии феминизма в Западной Европе в конце 1940 — начале 1950-х был обусловлен следующим обстоятельством: правящие экономические группы стремились заместить высвобождающиеся в ре-зультате НТР рабочие места женщинами европейского происхождения, а не неокультуренными иммигрантами-маргиналами афро-азиатского происхождения.) В традиционном обществе не личность, а биологический пол оказывает решающее влияние на жизнь человека.
От тендерных стереотипов страдают и женщины и мужчины. Примерами негативного влияния на женщин может служить формирование у девушек-подростков разнообразных комплексов (например, "боязнь успеха"). Табу на эмоциональность, стереотип всегда преуспевающего победителя, "сексуального гиганта" и т. д. вызывают у многих мужчин, не желающих или не умеющих следовать этим стереотипам, стрессы, чувство неудачника, болезни. Сексистские стереотипы часто носят весьма завуалированный характер и могут быть не выражены явно.

А. А. Ярмолович, Е. Н. Вежновец

СЕКСТ ЭМПИРИК (200—250) — древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С. Э.: "Пирро- новы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными ис-точниками античного скептицизма. Согласно С. Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возмож-ность существования наук, подлинно доступных человеку, С. Э. у тверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни уча-щегося, ни способа обучения. Следо-вательно, не существует и никакой науки...". В отличие от других фи-лософских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С. Э., на обладание истиной, С. Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя "ни одно из борющихся положений не стоит вы-ше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности". С. Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженст-ва, осуществление которых и выступает целью философии.

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СЕКСИЗМ:

  1. ФЕМИНИЗМ (лат. femina - женщина
  2. ФЕМИНИЗМ
  3. Ты и я – такие разные
  4. Авторы статей
  5. § 3. Субъекты финансового права
  6. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  7. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  8. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  9. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  10. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  11. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  12. § 3. Система финансового права
  13. § 4. Источники финансового права
  14. § 2. Принципы финансового права
  15. Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права