<<
>>

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ

(англ. secular theology) — теологическое направление, сформировавшееся в начале 1960-х как следствие диалек-тической теологии К. Барта, который провел четкое различие между христианской верой и религией, сделав Бога в высшей мере трансцен-дентным (см.

Диалектическая тео-логия), и как один из вариантов развития идей немецкого теолога Д. Бонхеффера, согласно которому христианство надо сделать "нерели-гиозным". С. Т. отвергает традици-онное понимание спасения как ухода из мира и принятия от Бога сверхъестественной благодати. Путь спасения видится богословам этого направления гораздо шире. Это спасение не столько через религию, сколько от религии. Сутью спасения с их точки зрения является осознание и использование своей силы и возможностей, достижение незави-симости от Бога, самоутверждение в делах мира. Большинство людей, даже не входящих в церковь, уже переживают подобное спасение. Согласно С. Т., учитывая нынешнюю направленность церкви, люди, не входящие в церковь, являются христиа-нами в более полном смысле, чем ее члены.
Традиционная для христианства направленность на потусторонний мир заменяется прямо противоположной ориентацией. Основоположником С. Т. являлся англиканский епископ Дж. Робинсон. В своей работе "Честно к Богу" он доказывает, что Бог — это нечто, что дает направление миру и придает ему значение, в осо-бенности это касается взаимоотношений людей в мире. Бог присутст-вует "прямо здесь", в глубине нашего бытия. Говорить о Боге, значит, го-ворить о "самости" взаимоотношений людей. Признавать трансцен-дентность Бога означает признавать безусловность в обусловленных от-ношениях жизни и отвечать на это безусловными личными взаимоот-ношениями. Робинсон призывает пересмотреть термины "святой" и "мирской". Святость нельзя противо-поставлять светскости, святость — это глубина в повседневности, точно также как "мирское" — это не часть жизни, где нет Бога, а отделенность от истинной глубины.
Поклонение Богу предназначено для того, чтобы сделать человека более чувствительным к присутствию Христа в повсед-невной жизни, дать ему возмож-ность увидеть в ней Предвечного. В работе Дж. Робинсона "Новая Ре-формация" отправной точкой рас-суждений служит мнение автора, что вопрос, который занимал цент-ральное положение в Реформации, а именно, "как я могу найти милос-тивого Бога", должен быть перефор-мулирован в другой вопрос: "как я могу найти милостивого ближнего". Робинсон доказывает, что в совре-менной ситуации церковь должна последовать примеру Господа, который был человеком для других. Она должна быть готова встречаться с людьми там, где они находятся, и принимать их такими,какие оии есть. Таким образом Христос может встретить людей, которые живут в миру. В работе "Но я не могу в это поверить!" Робинсои утверждает воз-можность секуляризированного про-возглашения Евангелия, так как считает, что у христиан есть не-сколько общих точек соприкосновения с окружающими их людьми: любому человеку присуще понятие честности, справедливости, солидар-ности, ответственности, для любого общества (и христианского, и нехри-стианского) важна личность и равенство людей. Основанием для воз-никновения новых теологических взглядов послужило новое осмысле-ние термина "мирянин". Для секу- лярных теологов врёменное имеет большее значение по сравнению с вечным; реальность этого мира важ-нее реальности "мира иного". Значение имеют скорее повседневные занятия, а не углубление в религиоз-ные изучения, что делает перво-степенным секулярное знание, при-обретенное человеком и полезное в обыденной жизии, а не теология и метафизика. Вера не рассматривается как нечто необходимое, в резуль-тате чего индивид обретает свободу и право распоряжаться своей жиз-нью по своему усмотрению. Секу- лярные теологи проводили четкое разграничение между понятиями "секулярность" (secularity) и "секу- ляризм" (secularism). Первый из этих терминов относится к мировоз-зрению, которому характерна заин-тересованность в достижениях со-временной науки и обеспокоенность делами этого мира.
Они предпола-гали, что духовная секуляризация (обретение секулярности) — это процесс обретения свободы; она осво-бождает общество и культуру в целом от религиозного контроля и заинтересованности метафизическими вопросами. В противоположность этому секуляризм предполагает, что только наука может обеспечить истинное знание и что в мире важно только материальное. Такое отноше-ние, с их точки зрения, опасно, поскольку часто становится новым взглядом на жизнь, который может заменить религию. Секулярные теологи боролись против такого секуля- ризма, заявляя, что он является от-вержением истинной секулярности, о которой говорится в Библии. В то же время секулярное мировоззрение должно иметь место, поскольку основано на Писании. Таким образом они пытались вернуть Бога назад в мир. По словам У. Финнелла, одного из секулярных теологов, теология истинной секулярности призывает человечество заменить "идолопо-клоннический секуляризм на веря-щую секулярность". С. Т. сделала попытку совместить трансцендентную сущность христианского Бога и потребность культуры в имманент-ности божества, однако эта попытка не увенчалась успехом. Уже во второй половине 1960-х ее идеи перестали быть хоть сколько-нибудь попу-лярными, однако она расчистила путь для развития нового движения в теологии — "теологии надежды" — с ее ориентацией на будущее как по-пыткой выйти из тупика, в который попала С. Т.

А. В.Вязовская

СЕЛЛАРС (Sellers) Рой Вуд (1880— 1973) — американский философ, одни из основателей критического реализма. Главные работы: "Эволю-ционный натурализм" (1922), "Фило-софия физического реализма" (1932), "Критический реализм" (1916), "Прин-ципы и проблемы философии" (1926), "Рефлексия над американской фи-лософией изнутри" (1969), "Отверг-нутые альтернативы" (1973) и др. Собственную, в принципе материа-листическую (по С., "реальность есть оформленная материя"), концепцию С. называл "эволюционным натурализмом", отличным от теоло-гических интерпретаций эволюци-онного процесса. При этом, по мысли С., фундироваться адекватные философские подходы должны "фи-зическим реализмом", согласно которому "все существующее сущест-вует в пространстве и времени и является или физической системой, или тем, что в экзистенциальном от-ношении неотделимо от нее".

"Реализм здравого смысла", согласно С., весьма созвучен подлинным истинам: "Простой человек смотрит вовне и принимает результаты с их наличной ценностью. Чувство вещности во внешнем мире доминирует над его восприятием. Оправданная функция идеализма, поскольку он апеллирует к реальным физиологическим, логическим и психологическим фактам, — это борьба против простоватости здравого смысла... К сожалению, идеализм обычно выходит за границы этого, утверждая, что мы не можем знать физическую реальность". Но, по мысли С., объекта познания, целиком совпадающего с чувственно данным, нет и быть не может: необходим отказ от отождествления объекта и ощущения. (По С., сознание не может выйти за пределы организма: оно существует только на основе тех или иных состояний мозга.) Процесс познания, по схеме С., структу-рирован и включает в себя следующие элементы: внешний материальный объект, восприятие как содержа-тельный элемент сознания, акт отне-сения второго к первому. Как пола-гал С., "целостный акт восприятия с его суждениями, категориями и различениями является наиболее элементарной единицей в познании внешнего мира". Не оставаясь за-ключенным в мире данных, согласно

С., можно полагать, что восприятие является "актом суждения, направ-ленным вовне". Субъект, по С., под-вергает элементы физического мира собственным практическим воздей-ствиям с целью реализации жизнен-ного интереса: избранная вещь ста-новится объектом познания. "Данные" (или восприятия) — продукт воздей-ствия последнего на нервную систему: субъект же посредством самых разнообразных процедур соотносит их с объектом. По мысли С., "в осно-ве познания лежит воспроизведение порядка". ("Тот факт, что наука ра-ботает, давая нам возможность пред-сказывать события и контролировать окружающую среду, оправдывает нашу уверенность в том, что мы достигаем знания об окружающем мире".) Одновременно С. отвергал теорию отражения, полагая, что "господст-вующим допущением в этой концепции является то, что содержанием физических вещей является чувст-венная природа.

Но сама уникаль-ность сознания как будто исключает такой взгляд". Соответствие же знания о вещи с самой этой вещью, по С., достигается тем, что вещь правильно указана, обозначена и симво-лизирована. (Ср.: идея "первичных" и "вторичных" качеств Локка.) Позже, в конце 1950-х, С. отметил, что "Энгельс и Ленин были совершенно правы, считая ощущения в некото-ром смысле отражениями вещей, и что феноменализм и идеализм за-блуждались, превращая ощущения в конечный объект познания". С. разрабатывал "эмерджентистскую" концепцию "уровней организации" природы, согласно которой появление качественно нового связано с динамичным переходом к ее более высоким, несводимым к низшим, уровням. Полемизируя с моделью в принципе непредсказуемой "эмерд- жентной эволюции" С. Александе- ра, С. подчеркивал, что "отрицание возможности предвидения... появи-лось как реакция на лапласовское признание почти априорной выво-димости". По мысли С., "для меня, как последовательного натуралиста, физические системы являются окон-чательными и я не вижу оснований постулировать экстрафизический низус такого рода, который признают Морган и Александер. Для меня природа внутренне динамична. Я выразил бы это, сказав, что... причинность есть "прогрессивное движение" физических систем". (Т. е., в отличие от схемы С. Алек- сандера, у С. эволюционирует не пространство-время, а та или иная, вполне конкретная физическая си-стема.) В этике С. подчеркивал исторический и социально обуслов-ленный характер моральных оценок и антиэкстремистских нравст-венных ценностей: "рациональная эволюция всегда лучше, чем нарушение жизненного процесса и рево-люция".

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ:

  1. АПОФАТИЧЕСКАЯ теология
  2. ТЕОЛОГИЯ
  3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  4. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  5. КАТАФАТИЧЕСКАЯ теология (греч. kataphatikos - утвердительный
  6. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  7. АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
  8. «Естественная теология
  9. Вознекновение теологии мусульманства.
  10. Теология выше философии
  11. Религия, теология и философия
  12. 2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии