<<
>>

СЕМЬЯ

— основанное на браке или кровнородственных отношениях объе-динение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная инсти-туционализируемая социальная форма совместной жизни людей.

Возникает С. для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в вос-производстве жизни,социализации индивида, его органической связи с обществом. Исторические типы С.: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях); парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины); большая (община во главе с предводителем) или малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу); нуклеарная (су-пружеская пара с детьми, не состоя-щими в браках). Последняя, ныне наиболее распространенная, именуется простой С. Если же некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке, образуется расши-ренная или сложная С., связанная двумя-тремя поколениями родствен-ников и свояков. Родство — кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка (родственники).
Прямые нисходящие ветви родства: отец — сын — внук и т. д.; прямые восходящие: внук — отец — дед. Родство между братьями и сестра-ми — боковое. Различают родствен-ников первой степени (мать — дочь, отец — сын) и второй (внучка — бабушка). Свойство — отношения между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружес-кой пары. В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) С. бывает полной и неполной (С. матери-одиночки или иных родственников). С. в ми-ниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений, как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биоло-гическими (сексуально-эмоциональны- ми, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребно-стями людей; вторые — нравствен-но-эстетическими, психологическими, религиозными и др.
потребностями личности. В зависимости от статуса в иерархии родственных и свойст-венных связей, образуются ролевые отношения членов С.: мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, дедушки (бабушки) и внуков, а также свекра (свекрови), тестя (те-щи) и невестки (зятя), тети (дяди) и племянников и т. д. Ролевые отношения с момента возникновения С. и до настоящего времени претерпели большие изменения. Первоначально главенство принадлежало женщине, по которой и определялся род. Затем пришло господство мужчины — мужа и отца, единоличного собственника и хозяина. Дети беспрекословно подчинялись родителям. Развитие индустриально-промышленного производства, научно-техническая революция привели к тому, что женщины и все взрослые члены С. стали активно участвовать в общественном труде, на равных условиях вести домашнее хозяйство, распределять доходы от предпринимательской де-ятельности. Для современной С. ха-рактерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики ин-дивидов в брачно-семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, регулирующих права и обязанности супругов, родителей и детей. Совокупность кровно-родст-венных, ролевых, материально-иму-щественных, духовно-нравственных, религиозных, правовых, межэтни-ческих и др. отношений определяет структуру С. — авторитарную или демократическую. Система взаимо-действия С. и общества, с одной стороны, и С. и личности — с другой, определяет социальные функции С., важнейшими из которых на всем пу-ти развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная. В настоящее время возрастает роль и функция организации досуга членов С. Домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психоло-гических стрессов, нервного напря-жения человека(концепция С. как "психологического убежища"). По-скольку каждая С. — саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, кон-фликты. В целом характер конфлик-тов зависит от масштаба семейных интересов, а способы их разрешения — от общей культуры людей.
Функции, структура С., ролевое поведение членов С. составляют сущность последней. (См. Брак.)

С. Д. Лаптенок

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65) — древ-неримский философ, поэт и государ-ственный деятель, представитель стоического платонизма, талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, фило-софии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Ата- ла, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался пресле-дованиям. Являлся (49—54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею "вселенского" града. Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Перед общественностью дискредитировал себя постоян-ными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неизмен-ным красноречием "поведал много, что осталось тайной для потомков". По легенде, встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н. э. была создана апокрифическая литература их пе-реписки. Из философских сочине-ний до нас дошли "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях" и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" и др.). Философия С. — это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифагореизма, свое-образный пантеизм, стремящийся в тенденции к монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т. е. в конце концов огонь, который находится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближа-ясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, — телесна. Она есть эманация из высшего Огня. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум — Зевс или Юпитер.

Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Философия для С. — не столько система теоретических взгля-дов, сколько учение о достижении нравственного идеала. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. Первичной является доброде-тель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни — в освобождении души от аффектов и вожделений. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и граж-данина мира. Справедливость осно-вывается на принципе равенства всех людей в духе. "Человек — предмет для другого человека священный". Страсти и пороки — антисоциальны. Благодеяние, по С., — это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.

В. В.Лобач

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Ан- ри де Рувруа (1760—1825) — фран-цузский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов — "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, уче-ник д'Аламбера, математика и эн-циклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в вой- не за независимость североамериканских колоний против Велико-британии. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, от-правляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и брат-ства. Отказывается от своего дворян-ства и графского титула, называя себя "гражданином Бономом". В период Конвента поддерживает яко-бинцев, затем становится сторон-ником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обра-щается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. спло-тился небольшой кружок учеников и последователей — Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.

— обра-зовавших затем школу сен-симо- низма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк на-уки о человеке" (1813—1816), "Труд о всемирном тяготении" (1813—1822), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823— 1824), "Новое христианство" (1825). С.-С., видя, что революция во Фран-ции не достигла цели, что она не по-строила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порож- даясь стихией бедности и стремле-нием неимущих к равенству и пере-распределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясе-ний в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести "кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах". Единственный путь к до-стижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наи-большей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исто-рического развития в целом. Разделяя взгляды французских материа-листов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы "соци-альной физики" и, в первую очередь, универсальный характер ньютонов-ского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления. Два положения — идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества — со- ставляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса — развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой пока-затель — благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших обще-ственных форм к высшим три ста-дии развития: 1) "теологическую" (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основы-валось рабство); 2) "метафизическую", основанную на монотеизме христианства, приведшего к фео-дальному строю; 3) "позитивную" — будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными и "промышленниками".
Общество будущего, по С.-С., — это общественный идеал, воплощенный в "промышленной си-стеме", переход к которой является универсальной исторической неиз-бежностью: "Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промы-шленному и мирному...". Основной принцип "промышленной системы", согласно С.-С., — искоренение "всякого паразитизма" и всемерное развитие производительных сил об-щества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интере-сах класса "промышленников", охва-тывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Буду-щее общество у С.-С. основано на: научно и планово организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех произ-водительного труда, когда каждый имеет право работать и получать воз-награждение "по способностям"; уп-равлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. "Промышленная система" была дополнена концепцией "нового хри-стианства", имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. счи-тал, что "простой народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и по-этому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрес-сом наук". Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным ("Все люди — бра-тья") должны были дополнить мораль-ными — материальные стимулы "про-мышленной системы". Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного раз-вития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разруши-тельных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох "органических" и "критических". Первым увидел и понял основу об-щества в промышленном производ-стве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемир-ной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., ко-торый первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знания-ми и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии. С.-С., наряду с фран-цузскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия "гражданское общество" и "государство", ввел термины "индус-триализация", "индустриальное (про-мышленное) общество". Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции,Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных кон-цепциях техно- и экспертократии (см. Философия техники).

Е. М. Прилепко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СЕМЬЯ:

  1. 7.4. Приемная семья
  2. Любовь, брак, семья
  3. Молодая семья и ее проблемы
  4. СЕМЬЯ
  5. Идеальная семья – миф и реальность
  6. Глава 11Брак и семья
  7. Что такое семья и для чего она нужна?
  8. Анатолий Некрасов. Семья без «брака»… Как найти свою половинку, 2007
  9. Семья сильна, когда над ней крыша одна
  10. Дополнения
  11. 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство
  12. 2.2. Субъект семейных правоотношений
  13. Что можно сделать имея доход от трейдинга