<<
>>

СЕНСУАЛИЗМ


(лат. sensus — чувство, ощущение) — философская ус-тановка на акцентировку сферы чув-ственного опыта: 1) в классической философии — гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания — как приоритетных ког-нитивных процедур; 2) в некласси-ческой философии — основанная на отказе от классического логоцент- ризма (см.
Логоцентризм) парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и струк-турной определенности как текста, так и внетекстовых феноменов. Объ-ективно элементы С. могут быть рет-роспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софис-тика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. — проблема онтологического статуса данных чувственного опыта — была сформу-лирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рационального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. эксплицитно фор-мулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и ра-циональных сторон познания (когни-тивный синкретизм Петра Абеляра, три "источника достоверного зна-ния" — чувства, разум, вера — у Иоан-на Солсберийского и др.). В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доми-нирующей (опытный индуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; "резолютивный аналитизм" Галилея и т. п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. как эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассен- ди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса "нет ни одного понятия в че-ловеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений" фактически изоморфно воспроиз-водит восходящий к стоикам про-граммный тезис античного С.: nihil est in intellectu quod поп sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: "все, что недоступно чувствам, непо-стижимо и для ума" (Гельвеций), что в перспективе выступает основой не-опозитивистской стратегии, ориен-тированной на элиминацию из языка науки "метафизических суждений". С другой стороны, именно в новоевро-пейском С. задается импульс станов-лению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий "из на-блюдаемого" (Локк). С. 17 в. экстра-полирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтоло-гические характеристики: "существо-вать значит быть воспринимаемым" (знаменитое esse — percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в.
в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структур-ных единиц бытия: "сенсибилии" Рассела, "чувственные данные" в не-ореализме и т. п. Философия Про-свещения делает акцент, обратный берклианскому: существовать зна-чит быть воспринимающим ("чувст-вительность" у Дидро как "общее и существенное свойство материи"). С. формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распростране- ниє в 18 в."вибрационной теорией" Гартли (характерные для француз-ского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход ак-туализирует осмысление условий возможности единства данных чув-ственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы "ассоциации идей" у Юма до проблемы "трансцендентального единства апперцепции" у Канта. Со становле-нием трансцендентализма акценты в оппозиции С. и рационализма (ди-хотомия сенсибельного и интелли-гибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия "логическо-го эмпиризма" в логическом позити-визме) и неореализме (концепция "чувственных данных" и когнитив-ная программа "непосредственного реализма"). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С., культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его раз-мерности. Так, в античности и в куль-туре Ренессанса С. выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции — как обоснова-ние гедонистической моральной парадигмы (JI. Валла, Бруни-Аретино и др.). Философия Просвещения ар-тикулирует своего рода социальное измерение С., рассматривая челове-ка как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), по-рожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в про-светительской традиции программ эдукационизма в зависимости от со-циального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредст-вом активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совер-шенства, приоритетными оказыва-ются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо). В отличие от классической философ-ской традиции, в рамках постмодернизма С. проявляет себя в ином клю-че. Прежде всего, философствование в парадигме "смерти субъекта" де- центрирует чувственную сферу, лишая ее феномена "Я" как естествен-ного ей фокуса: "в настоящем не существует более Я, чтобы чувство-вать. Это не значит, что культурная продукция эпохи постмодернизма полностью лишена чувств, скорее эти чувства... сейчас текучи и импер- сональны" (Джеймисон). Носителем подобного рода чувственности вы-ступает таким образом не субъект (в какой бы то ни было •— гносеоло-гической, антропологической или социологической — артикуляции), но конституируемый вне рамок субъект-объектной оппозиции феномен "интенсивностей" (Лиотар), "сингу- лярностей" (П. Вирилио), "сингу-лярных событий" как "безличных и доиндивидуальных" (Делёз) и т. п. В этом отношении "конец Эго" озна-чает, что переход культуры к пост-модернистскому состоянию знаме-нуется тем обстоятельством, которое было охарактеризовано Джеймисо- ном как "угасание аффекта". Именно в этом смысле Делёз говорит о "бесстрастности" и "безразличии" события, ибо экспрессивность по-следнего не схватывается в личност-ной модификации опыта и "уловима только для анонимной воли, которую она сама инспирирует". В данном контексте классический С. подверга-ется постмодернизмом радикальной критике как феномен традиционной метафизики: согласно Деррида, "реализм или сенсуализм, эмпиризм суть модификации логоцентризма". Од-нако в расширительном (выходящем за рамки классической субъект-объектной гносеологии) и имперсональ- ном своем толковании С. обретает в постмодернизме второе дыхание (при внешне нечастом употреблении данного термина). Сама философская парадигма постмодернизма тракту-ется в своих метаоценках как основанная на особой "постмодернистской чувствительности" (Лиотар, В. Вельш, А. Меджилл и др.). — Собственно, уже непосредственно предшествующая постмодернизму философия 20 в. оценивает не артикулируемую чув-ственно рационалистскую отчужден-ность как "объективность евнуха" (Аренд), вводя "элементы... чувстви-тельности в тривиальные категории академической науки" (С. Волиен) и задавая нетрадиционную интерпре-тацию чувственной сферы. Проблема возможности сенсорного опыта ока-зывается центральной для филосо-фии Мерло-Понти (см. Плоть мира); чувственно артикулированная волна, пробегающая по "телу без органов" мыслится как обладающая конфигу-рирующим потенциалом и задающая определенность "временных органов" (Делёз и Гваттари); в контексте парадигмы означивания (см. Парадиг-ма) чувственность выступает как исток обретаемого текстом смысла: "Что такое означивание? Это смысл (le sens), порожденный чувственной практикой (sensuellement)" (Р. Барт). Именно в качестве наиболее очевидного и концентрированного вы-ражения сферы чувственного оценен постмодернизмом феномен сексу-альности (см. Секс), оказавшейся в постмодернистских концепциях в фокусе внимания и получившей существенно расширительное тол-кование, позволяющее говорить о фактической репрезентации в пост-модернистски понятой сексуальности-чувственности как (в диапазоне от анализа сексуализированных форм чувственности у Фуко до пара-дигмы "эротического отношения к тексту" у Р. Барта). (См. "Постмо- дернистская чувствительность", Не-возможность, Трансгрессия, Эроти-ка текста.)
М. А. Можейко
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829— 1905) — русский физиолог и психолог. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Основные сочинения: "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Элементы мысли" (1878), "Предметная мысль и действительность" (1892), "Впе-чатления и действительность" (1890), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и др. С. выдвинул программу построения новой психологии, опи-рающейся на объективный метод и принцип изучения развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой, разработал систему взглядов на организм и его психические функции. С. предвос-хитил понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утвердил новое понимание саморегуляции и системы организа-ции нервно-психической деятель-ности, обосновал новый подход к функциям органов чувств. В работе "Рефлексы головного мозга" (1863) С. дает естественно-научный анализ деятельности мозга. С. раскрыл причинную обусловленность психичес-ких явлений внешними воздейст-виями, показал, что психика есть результат протекания физиологических процессов возбуждения и тор-можения в коре мозга, регулятор внешних воздействий и поведения в целом. Переориентация исследова-тельской мысли с внутреннего "про-странства" сознания, открытого для наблюдающего за ним субъекта, на психически регулируемое поведе-ние, открытое для опытной объек-тивной науки, — величайшая заслуга С. Основой такой переориентации стал рефлекс, трактуемый С. как со-гласование движения с выполняю-щим сигнальную роль чувствованием. Учение о рефлексе и физиология органов чувств явились основой объ-ективной психологии. Все сеченов-ские открытия проецировались на определенную систему философских идей. Открытие центрального тормо-жения исходило, и в свою очередь, обосновывало позиции детерминизма, давало конкретно-научный материал для обоснования проблемы свободы воли. Открытие сенсорных "снарядов" и механизмов построе-ния чувственного образа стало есте-ственнонаучной демонстрацией идеи о соответствии познавательного процесса свойствам объектов, формиру-ющих его "ткань". Внутренняя связь философских и естественнонаучных идей, отличающая работы С., опре-делила глубину его учения, которое было воспринято Павловым, Выгот-ским, Бехтеревым и др.
Т. В. Самущик 918 Силлогизм
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СЕНСУАЛИЗМ:

  1. СЕНСУАЛИЗМ (от лаг. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
  2. Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии Телезио
  3. СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение
  4. 5. АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ, АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И ХРИСТИАНСКИЙ ЭВДЕМОНИЗМ В ЭТИКЕ ГАССЕНДИ
  5. ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт
  6. ОПЫТ
  7. ОПЫТ
  8. Проблема опыта
  9. Глава XVI. Познавательные способности человека
  10. ОЩУЩЕНИЕ
  11. СНОВИДЕНИЯ