<<
>>

2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии

Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подготовили почву для возникновения схоластической философии.

Суть схоластики заключалась в поиске оптимальных путей познания Бога.

Место апофатической богословской концепции заняла катафатическая теология, ориентированная на познание Бога по плодам его творения и результатам его вмешательства в дела мира.

Рациональное обоснование теологии потребовало превращения логики из инструмента доказательства в средство обоснования догматов церкви.

Схоластика (от лат. schola — школа) — особое учение, в рамках которого философия и протонаука основывались на истинах религии.

Ранняя схоластика по времени приходится на IX-XII вв. Для нее характерно взаимопроникновение философии, науки и теологии на почве нерасчлененности и оформление особого схоластического метода, ориентированного на обоснование истин религии.

Главными представителями ранней схоластики являются: в Германии — Гуго Сен-Викторский; в Англии — Иоанн Скот Эриуге- на; во Франции — Пьер Абеляр; в Италии — Петр Домиани, Ан- сельм Кентерберийский, Бонавентура.

Средняя схоластика приходится на XIII в.

Она характеризует-ся отделением науки и философии от теологии. Ее развитие проходит под знаком освоения аристотелевского наследия и превращения его в философскую систему обоснования теологии. Приспособление аристотелевской философии к христианству дало повод А. И. Герцену заметить, что Аристотель средних веков — это Аристотель с тонзурой.

Формируется философия францисканского и доминиканского орденов, складываются философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского и Дунса Скота.

Поздняя схоластика по времени приходится на XIV-XV вв. Она характеризуется систематизацией, разработкой логики, развити- ем естествознания и натурфилософского мышления, отмежеванием мистики от теологии.

Главные представители поздней схоластики: в Германии Николай Кузанский; в Англии — Уильям Оккам; в Италии — Алигьери Данте.

Эти представители возвестили не только о закате философии средних веков, но и заявили о становлении новой философии — философии эпохи Возрождения.

Схоластика заложила основание новой системы образования. Первую ступень в схолах составляло светское знание, вторую — теология. Мысль подчинялась авторитету догмата. Все семь «свободных искусств»: грамматика и риторика, арифметика и геометрия, музыка, астрономия и диалектика (философия) были ориентированы на формирование «христианской мудрости».

Схоластика заложила и центры университетского образования на базе четырех факультетов: философского, медицинского, юридического и теологического. Самым престижным факультетом считался теологическим, а самым фундаментальным — философ-ский.

Все многообразие проблем схоластики можно свести к трем: соотношение знания и веры; природа общих понятий «универсалий»; соотношение сущности и существования.

По первой проблеме наследие схоластики хранит три варианта:

Знание и вера - антиподы. Вера не нуждается в знании, ибо она имеет свой собственный источник — «откровение».

Знание и вера могут сосуществовать, ибо имеют разные источники. Вера замыкается на откровения, знание на разум.

Знание и вера должны объединиться и создать основу ката- фатической теологии. Но заявленный союз понимался по-разному: «верую, чтобы понимать» и «понимаю, чтобы верить». От перестановки слагаемых в этом случае результат менялся принципиально. Союз разума и веры не состоялся.

Еще более драматичной оказалась судьба проблемы общих понятий, которая вылилась в противостояние реализма и номинализма.

Иоанн Скот Эриугена (810-877) отмечает решающую роль общих понятий в познавательной деятельности. Он полагал, что чем более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве бестелесной сущности, независимой от человеческого разума. Согласно этой установке, единичное существует лишь в силу приобщения к виду, а вид — к роду. Так закладывалась мето-дология реализма, согласно котором общее понятие — это не образ, замещающий реальность, а высшая ипостась реальности — первореальность.

В качестве этой первореальности выступает Бог.

Созерцающему уму Бог первоначально открывается как Природа, не сотворенная, а творящая. О ней можно сказать только одно: она является причиной сотворенной и творящей природы на уровне вида и рода.

Природа в ипостаси вида и рода выступает причиной сотворенной, но уже не творящей природы, природы на уровне единичного.

Природа единичного возникает на время, а исчезает насовсем. Она возвращается в божественную первооснову, которая обретает статус четвертой природы — не сотворенной и не творящей.

Бог как первореальность в качестве несотворенной, но творящей природы составляет начало космоса, а в качестве четвертой природы — становится его завершением.

За этими рассуждениями Эриугены явно просматривается приоритет общего над единичным, претензия общего не только быть, но и созидать.

Первоначально учение Эриугены было встречено отрицательно. В 1050 г. его произведение «Разделение природы» было осуждено, а в 1225 г. приговорено к сожжению.

Но позицию приоритета Эриугены развивает Ансельм Кентер- берийский (1033-1109 гг.). Он исходит из аксиомы, чем более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Самым общим понятием является понятие Бога как понятие первореальности.

Концепция реализма в лице номинализма получила своего оппонента. Представители номинализма считали, что общее — это всего лишь имя, а что касается единичных предметов, то они не кажущаяся, а подлинная реальность. Позицию номинализма отстаивали Иоанн Росцелин (1050-1120 гг.), а также его ученик Пьер Абеляр (1079-1142 гг.).

Для номинализма общие понятия служат лишь знаками вещей и вне мышления ничего под собой не имеют.

Противостояние реализма и номинализма потребовало обращение к авторитетам античности и в частности к философии Аристотеля. К этому времени Европа получила возможность изучать философию Аристотеля не только по Боэцию, но и по переводам Ибн-Сины (Авиценна 980-1037 гг.), а также Ибн-Рушда (Аверроэс, 1126-1198 гг.). О последнем современники говорили: «Аристотель объяснил природу, Аверроэс — Аристотеля». Что касается Авиценны, то, по его признанию, он сорок раз прочел «Метафизику» античного мыслителя, прежде чем заявить о своем понимании Аристотеля, о своей готовности объяснить его философию и расставить точки в споре представителей номинализма и реализма о природе «универсалий».

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002

Еще по теме 2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии:

  1. 2. Рациональное поведение. Принцип рациональности
  2. Схоластика на распутье
  3. СХОЛАСТИКА
  4. ОБОСНОВАНИЕ
  5. ОБОСНОВАНИЕ
  6. Книга-обоснование
  7. СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая беседа, школа
  8. 1.11. Многодисциплинарное обоснование методов вербального анализа решений
  9. Презентация компании, обоснование и цель конкурса
  10. Ранняя схоластика I / Иоанн Скот Эриугена; Ансельм Кентерберийский
  11. 8.2. Факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики
  12. Высокая схоластика V / Дуне Скот; Майстер Экхарт
  13. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
  14. Высокая схоластика I / Роджер Бэкон; Бонавентура; Раймунд Луллий