<<
>>

ШВЕЙЦЕР Альберт (1875— 1965) — немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, про-грессивный общественный деятель

, активный борец против атомного оружия. Получил образование в университетах Берлина, Страсбурга, Парижа. С 1899 г. — доктор философии, с 1900 г. — теологии. В 1906 г. начал изучать медицину.

В 1913 г., уже будучи доктором медицины, вместе с женой, сестрой милосердия Элен Бреслау на собственные средства основал больницу для прокаженных в селении Ламба- рене (Экваториальная Африка), которая стала делом его жизни и три-буной проповеди его идей. В 1952 г. Швейцеру присуждена Нобелевская премия мира. Основные сочи-нения Швейцера: «Культура и этика» (1923), «Мистика апостола Павла» (1930). В основу своих фи-лософских воззрений Швейцер положил не знание о мире, а сам факт жизни, считая, что «благоговение перед жизнью» должно стать принципом всей философии, основой этического обновления человечества. Путь к осуществлению гумани-стических идеалов Швейцер видел не в социальных преобразованиях, а в личных усилиях отдель-ных людей, направленных на улучшение «природы человека». Он считал, что «...каждый человек должен...
проявить... личную решимость и взять на себя функцию выдвижения духовно-этических идей». Согласно Швейцеру, этика призвана органично сливаться с культурой. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер ставил своей задачей создание философии обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить ее творческую актив-ность. «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззре-ния представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования», — писал Швейцер в «Культуре и этике». «Мировоззренческие идеи заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования и назначении че-ловечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность».
Жизнь и деятельность самого Швейцера, его труды и идеи позволяют по праву называть его ге-нием человечества, великим гума-нистом.

ШЕЛЕР Макс (1874—1928) — немецкий философ, один из осново-положников философской антропо-логии и «социологии знания» как особых направлений философской и социальной мысли. Философия Ше- лера пользовалась особой популярностью в 10—20-е гг. Учение Шеле- ра имеет критическую направленность по отношению к современной, по его словам, «извращенной и запутанной цивилизации», отчуждающей человека от самого себя, от дру-гих людей, от вещей. Подчеркивая значение демократии и политиче-ского либерализма, социального и научно-технического прогресса, Шелер обращает особое внимание на необходимость противодействия негативным тенденциям общества демократии и прогресса, в частности, тенденции утраты человеком духовных ценностей вечного и универсального значения. Он обраща-ется к возрожденному и обновленному христианству, противопоставляя его современному мировоззрению с характерным духом приобретательства и подчинения мира. Ис-ходным пунктом размышлений Ше- лера становится понимание человека как ens amans, т. е. как существа любящего. Любовь Шелер отличает от неподлинных форм симпатии, таких, как эмоциональное заражение, «прикипание» души к ограниченным предметам и т. п. Шелер отказывается от клас-сического западного рационализма, разрабатывая особую «логику сердца», согласно которой лю-бовь и ненависть обладают позна-вательным потенциалом для открытия подлинной сущности бытия, в отличие от равнодушия, которое не дает возможности позна-вать мир в его подлинности; рав-нодушие уводит человека в сторону от истины. По замыслу Ше- лера, философская антропология должна служить основой для критики антропологизма — воззрения, которое рассматривает весь мир сквозь призму ограниченных человеческих интересов и по аналогии с человеком, открывает путь к субъективизму. С точки зрения разрабатываемой Шеле- ром философской антропологии, человек занимает такое место во вселенной, которое позволяет ему познать сущность мира в его по-длинности.

Всматриваясь и уг-лубляясь в самого себя, снимая с себя покровы неподлинного, ме-лочного, наносного, человек открывает себя навстречу миру, познает вещи в их собственной сущности. Шелер стремится «укрепить человеческое самосозна-ние» и в то же время вывести человека из состояния ослепленности внешними успехами в покорении природы. В работах по социологии знания Шелер рассматривал много-образие социально-исторических условий, препятствующих или способствующих познанию и сохранению духовных ценностей. В разработанной им типологии знания осо-бое место заняли «знание ради господства и достижений», под которым понимались науки технологической направленности, и «знание ради спасения», под которым пони-малась прежде всего философия. В своем учении Шелер стремился органически соединить феномено-логический, аксиологический и на-учно-познавательные подходы. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775—1854) — не-мецкий философ, представитель немецкой классической философии. Философские взгляды Шеллинга претерпели сложную эволюцию, ко-торая может быть поделена на следующие периоды: 1) натурфилософский; 2) философия тождества; 3) философия откровения. Натурфилософия зиждется на нескольких исходных убеждениях. Во-первых, это идущее от спинозовского пантеизма убеждение в единстве всего сущего — природы, человека, духовного и материального. Во-вторых, убеждение, что свойство полярности абсолютно для природы и духа, навеянное исследованиями в области «животного электричества» и «магнетизма» Кулона, Гальвани, Вольта и др. В-третьих, неудовлетворенность механическим детерминизмом в объяснении природы. Шеллинг считает необходимым до-полнить естествознание натурфилософией, «спекулятивной физи-кой», детерминизм — телеологией. Природа должна быть понята как живой организм, как целое, как реализация некоторой цели, к которой стремится все сущее. Цель и смысл природы объясняется им исходя из идеи тождест-ва, которая является центральной для его натурфилософии и кото-рая затем перерастает последнюю, развиваясь в философию тождества, по мере того, как инте-рес Шеллинга к натурфилософии снижается.
Идея тождества в на-турфилософии — это равноправие, тождество природы и духа, субъекта и объекта. Природа разумна и духовна. Материя — это «дремлющий дух», а пробудившаяся материя — это духовность. В природе и в духе Шеллинг выделяет по три потенции, каждая из которых позволяет ему спекулятивно объяснить какой-либо уровень природного или духовного бытия. Высшей формой позна-ния является искусство, в силу того, что сама природа есть бессоз-нательная поэзия, пробуждающаяся лишь в человеке. В философии тождества важнейшим понятием является абсолют, т.е. тождество субъекта и объекта. Абсолют не идеален и не материален,

будучи равновесием духовного и ма-териального. Абсолют есть все сущее. После 1804 г. интерес Шеллин-га смещается с природы на историю и религию. Религия относится к об-ласти более высокой, чем философия. Поэтому нужно выйти за пределы философии. Он начинает толковать абсолют как Бога, приходит к выводу, что происхождение мира из абсолюта нельзя объяснить рационально. Теперь он выделяет в Боге некоторую «основу», из которой и исходит первоначальный волевой импульс к отделению от Бога, а для иллюстрации привлекает обильный материал из области мифологии и религии. Прямым продолжателем натурфилософии шеллинга стал Л. Окен, а философии тождества — Ф.Краузе. Большое влияние оказал Шеллинг на русскую философию (любомудры, славянофилы, П. Я. Ча-адаев и др.).

ШЕСТОВ Лев (Шварцман Лев Исаакович) (1866—1938) — философ, литератор. Учился на математическом отделении Московского университета, затем перешел на юридический факультет; закончил образование в Киеве в 1889 г. В 1895—1914 гг. жил преимущественно в Австрии, Германии, Франции. С 1914 г. — в Москве, с 1918 г.— в Киеве, где читал курс греческой философии в народном университете. В 1919 г. — приват-доцент в Таврическом университете. Был одним из ведущих членов Вольной фило-софской ассоциации в Петрограде.

В 1920 г. покинул Россию, жил в Париже, преподавал в Парижском институте славянских исследова-ний в Сорбонне.

С 1922 по 1936 гг. — профессор литературы в Парижском университете. Умер в Париже. Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Критиковал традиционную филосо-фию, предлагал переместить точку зрения с мирозрения на личность, заменить ориентацию на мышление ориентацией на существование человека. Критиковал рационализм в философии, этике и в теологии. Истину понимал как глубоко личностную, необщезна-чимую. Разрабатывал «философию трагедии». Полагал, что разум и наука не представляют подлинной ценности для личности, что они равнодушны к страдани-ям человека и делают его рабом необходимости. В более позднем творчестве Шестов обращается к религии.

ШЛИК Мориц (1882—1936) — австрийский философ и физик, организатор и руководитель Венского кружка, один из лидеров логического позитивизма. Для Шлика важен вопрос не о применении математической логики к сфере философии, а вопрос о самой природе логики. Всякое знание, по Шлику, является знанием лишь в силу его формы, через которую репрезентируется познанный факт. Но сама форма не подлежит репрезентации. Посредством акта верификации, т. е. сведения утверждения к определенному факту, подтвержденному наблюдением или опытом, определяется истинность научных утверждений. Философия же — это не наука, т. е. система по-знания, а деятельность, позволяющая обнаруживать или определять значения утверждений. Философия есть деятельность по установлению значения выражений, истинность которых определяет наука. При этом значение отождествляется со способом его проверки, т. е. методом вери-фикации. Шлик выдвинул теорию о «невыразимости содержания» наших знаний. Утверждения о «непосредственно воспринятом» (источни-ке содержания знаний), по Шлику, не тождественны записанным «про-токольным предложениям», хотя и являются причинами их образования. Утверждения о «непосредственно данном», или утверждения наблюдения, выполняют в процессе научного познания функцию «констатацию), т.е. подкрепления гипотез, их верификацию, а также указывают на завершенность данного этапа познания. Наука не покоится на этих утверждениях, но ведет к ним; они, в свою очередь, указывают, что наука делает это правильно. В ре-альности — это абсолютно фикси-рованные точки, которые не могут быть записаны, т. е. сообщены другому лицу. Важной частью учения Шлика является положение об ана-литическом характере логических и математических высказываний, которые не имеют никакого отношения к знанию о мире. Шлик подвергал критике конвенциона-лизм Р. Карнапа в дискуссии Венского кружка по протокольным предложениям.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ШВЕЙЦЕР Альберт (1875— 1965) — немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, про-грессивный общественный деятель:

  1. 63. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
  2. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  3. 7. Философия французского просвещения XVIII века и ее представители.
  4. Секст Эмпирик (конец II в. н. э. — начало III в.) — греко-римский философ и врач
  5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРО-ГРЕСС
  6. 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии
  7. Немецкая классическая философия
  8. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. Глава VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПАНРАЦИОНАЛИЗМ
  11. НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ