<<
>>

СИМВОЛ ВЕРЫ

(слав, эквивалент лат. credo) — (1) официально зафиксированная система основополага-ющих догматов вероучения. Выступает, с одной стороны, предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой — фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к последней исходную аксиоматическую систему.

Дидактические толкования С. В. служат основой катехизисов и катехических поучений (исповеданий веры). Будучи лаконичной и ар-хитектонически завершенной системой, С. В. может воспроизводиться в процедуре богослужения как в качестве индивидуальной молитвы, так и исполнения хором (например, "Верую" в контексте христианской литургии). В истории каждой конфессии могут быть выделены периоды семантического становления и офи-циального конституирования С. В., а также — как правило — его последующие эволюционные трансформации. Так, общехристианский (Апостольский) С. В., первое упоминание о котором относится к концу 4 в., исходно — местный крещальный С. В. Римской церкви — состоит из 12 элементов ("членов"), создание каждого из которых связывается с именем од-ного из апостолов. Традиция такого истолкования заложена патристикой, в частности Руфином и Амвросием Медиоланским. Идея непосредственного апостольского авторства С. В. подвергнута критике Лоренцой Валлой и Эразмом Роттердамским и не считается канонической в классической теологии, однако содержание Апостольского С.В. трактуется как "апостольская керигма" (греч. kerigma — возвещение). В содержа-ние керигмы входят тезисы о троичности Бога, "богочеловеческой природе" Иисуса Христа, искуплении грехов (1—8), о роли крещения и церкви в спасении и достижении "вечной жизни" (8—12). Утвержден с последовательно расширительной редакцией Первым (Никейским, 321) и Вторым (Константинопольским, 381) Вселенскими Соборами (Никео-Цареградский С. В.). Константинопольским Вселенским Собором было принято также специальное постановление о "неизменности и не-прикосновенности" догматов С.
В. Однако последующими Соборами в христианское вероучение все же были привнесены некоторые изменения (о двойственном богочеловеческом естестве Христа — IV Вселенский Собор, о двух волях Христа — VI, об иконопочитании — VII). Православный С. В. существует в настоящее время в редакции, оформившей-ся к IV Вселенскому Собору;эта же редакция вошла во всеобщее упо-требление и в западнохристианской церкви после литургической реформы Карла Великого; однако католический С. В. претерпел и дальнейшие трансформации: включение в него формулы филиокве, тезис о чистилище, о непорочном зачатии Ма-рии ее матерью Анной, о непогрешимости Папы и некоторые другие. Тридентский Собор (1545—1563) признал Апостольский С. В. со всеми внесенными добавлениями основой катехического обучения. Известен также С. В. св. Афанасия (Quin- qunque), включающий в себя более 40 членов и центрирующий внимание на подробном толковании Троицы (упоминается в источниках, начиная с 7 в.; широкое распространение получает в эпоху Каролингов; с 13 в. в рамках схоластики получает равное интерпретационное значение с Апостольским и Никео-цареград- ским С. В.). Протестантизм в силу снятия акцента с организационно- церковного аспекта религии не оформ- ляется как фиксированная система догматов и базируется лишь на Библии ("Священное писание"), отвергая "богодухновенность" С. В. и патристики ("Священное предание"). Это обстоятельство инспирирует оформ-ление в рамках протестантизма мощной традиции истолкования Библии, породившей огромный массив гер-меневтической литературы: от работ Шлейермахера до этических и эстетических программ трактовки библейских сюжетов (либеральная теология), символической программы и программы демифологизации Библии (диалектическая теология), стратегий реинтерпретации и экзистенциали- зации библейских текстов (диалектическая теология, во многом изо-морфная в этом плане католическому аджорнаменто). Исходная догматика как С. В. иудаизма оформляется после проведенных царем Иосией реформ (622 до н.
э.) и выражена в Тана- хе, которому содержательно соответ-ствует Ветхий Завет христианства; была трансформирована в течение как талмудического и раввинистиче- ского (предложенная Моисеем бей Маймоном — "Маймонидом" — за-мкнутая система из 13 догматов), так и — особенно — реформического этапа своего развития: переосмысление вечности, пришествия мессии, всеведущности Бога и т. п. С. В. му-сульманства конституируется в рам-ках схоластического калама (арабский термин, означающий богословие и так же восходящий к идее письма как и русск. "Священное писание"). Восприняв некоторые исходные идеи, возникшие в 8 в. в контексте монотеизма мутазилитов, С. В. ислама окончательно оформился в редакции Ашари (конец 9 — начало 10 в.); содержит основополагающий догмат о единстве Аллаха (112 сура Корана), о предопределении, о сотворенности (и, соответственно, конце) мира, о не- сотворенности Корана, Божьем по- сланничестве и пророческой миссии Мухаммеда, о Страшном суде и др. В индуизме в качестве догматов при-няты святость Вед, кармическое пе-ревоплощение душ и др.

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СИМВОЛ ВЕРЫ:

  1. СИМВОЛ ВЕРЫ (слав. эквивалент лат. credo
  2. Соотношение знания и веры
  3. Соотношение веры
  4. IX. ЗАЩИТА ВЕРЫ (ГБ)
  5. СИМВОЛ
  6. Символы
  7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ
  8. Символы успеха
  9. СИМВОЛ
  10. Символ зла
  11. 70. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ
  12. § 12. Государственные символы и столица
  13. 45. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СТОЛИЦЫ РОССИИ