<<
>>

СИНТОИЗМ


(япон. "синто" — путь, учение богов) — традиционно сло-жившаяся и наиболее распространенная (наряду с буддизмом) религия в Японии. Основой С. послужили пер-вобытно-общинные представления о существовании множества богов (ка- ми) в образах животных (преимуще-ственно лисиц), растений, камней, явлений природы, а также о людях (главным образом умерших), якобы обладающих сверхъестественной силой.
Согласно С., человек происходит от одного из этих богов, среди ко-торых наибольшим предпочтением пользуется богиня Солнца — Амате- расу, а император (микадо) считается потомком Аматерасу и ее предста-вителем на земле, родоначальником всех японцев, и только через него, согласно идеям С., осуществляется связь людей с божествами. Привер-женцы С. верят, что душа умершего при определенных условиях может стать ками, способным в свою очередь воплотиться в синтай — риту-альный предмет (меч, зеркало, фигурка Бога, дощечка с его именем и др.), которые становятся объектом поклонения. Основными элемента-ми службы в С. являются очищение (хараи), жертвоприношение (синсэй), краткая молитва (норито) и возлия-ние (наораи). С проникновением в Японию буддизма (с 6 в.) С. теряет монопольное положение. В резуль-тате соперничества С. и буддизма ду-ховенство обеих религий пришло к соглашению, по которому боги С., признаются аватарами (см. Авата- ра) различных персонажей буддиз-ма. В результате часть японцев фак-тически исповедует две религии: благословение новорожденных, брак, местные праздники отмечаются в син-тоистском храме, а поминально-похо-ронные обряды совершаются преиму-щественно по буддийским канонам. В 17—18 вв. активно действовала т. наз. "историческая школа" (М. Ка-мо, Н. Мотоори и др.) с целью укрепить С. и возродить культ императора. С 1868 (после революции 1867—1868) С. был провозглашен государственной религией и формально таковой считался до 1945. Поражение Японии во второй мировой войне подорвало авторитет С. с его культом императора. В декабре 1945 синтоистские учреж-дения были отделены от государства, а 1 января 1946 японский импе-ратор публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в 1966 (декабрь) правительство Японии восстановило в качестве на-ционального праздника прежний день основания империи (11 февраля 660 до н. э.). Число приверженцев С. в современной Японии невелико.
А. А. Круглое
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СИНТОИЗМ:

  1. СИНТОИЗМ (япон. "синто" - путь, учение богов
  2. 5. Философия в Древней Японии
  3. БУДДИЗМ
  4. ТЕИЗМ
  5. Авторы статей
  6. ТЕИЗМ (греч. theos - бог
  7. БУДДИЗМ
  8. ОГЛАВЛЕНИЕ
  9. Авторы статей
  10. § 3. Субъекты финансового права
  11. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  12. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  13. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  14. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  15. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  16. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  17. § 3. Система финансового права
  18. § 4. Источники финансового права
  19. § 2. Принципы финансового права