<<
>>

СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ

" —

понятие, конституирование которого вызвано попытками придания философии статуса исчерпывающе универсальной, жестко дедуцированной системы завершенного знания. Понятие "С.

в Ф." введено Кантом, который, полемизируя с Беркли, усматривал в неочевидности для по-следнего (пусть даже и в умозрительном философском контексте) реаль-ности существования вещей, именно духовную ситуацию "С. в Ф." Наиболее четко отсутствие какой бы то ни было значимой и, тем более, возрас-тающей совокупности универсальных философских положений, которые бы разделялись всеми мыслителями-профессионалами, зафиксировал Ясперс. По его мнению (в схеме его идей о "философской вере"), "...то, что из непреложных оснований при-знается каждым, становится тем са-мым научным знанием, уже не являясь больше философией, и относится к конкретным областям знания...". Даже в рамках процедур деконст-рукции (см.), присущих творчеству ряда представителей философского постмодернизма, вопросы "С. в Ф." не утрачивают своеобразной акту-альности, примером чего является полемика Батая и Деррида (Батай: "...я ввожу неудержимые концеп-ции".
— Деррида: "...философ слеп-нет в тексте Батая, ибо является фи-лософом лишь в силу... нерушимого вожделения сдерживать, удержи-вать от соскальзывания самодосто-верность и надежность концепции. Для него текст Батая ловушка: под-линный скандал..."). — Ср. также со-четание "телесной схватываемости", по Гадамеру, идей лекционных кур-сов Хайдеггера и их "неразрешимой неопределенности", образующие в совокупности философский "С.". (Постмодернистская трактовка в ка-честве "С. в Ф." ленинского принципа партийности философии свидетельствует скорее о не совсем правомерном смешивании Деррида профессиональных дискуссий о предельных основаниях философии и статусе ее проблем, с одной стороны, и жесткой идеологической установки лидера большевизма на превращение фи-лософии в "винтик" "общепролетар-

Скарга 937

ского дела", — с другой.

"Встроен- ность" же официальной советской философии в систему соответствующих партийно-политических догматов (в структуру книги "История ВКП(б). Краткий курс", например, означала не ситуацию "С. в Ф.", а от-ражала курс практиков коммунизма на ликвидацию философии как таковой.) По всей видимости, феномен перманентного "С. в Ф." отражает то обстоятельство, что подлинное при-звание и промысел философии как "архитектуры вопросов" (Э. Ионеско) — скорее формулировать коррект-ным и адекватным образом миро- и человекопостигающие проблемы, не-жели искать ответы на них. (В этом контексте правомерно обозначение эпохи господства схоластики как своего рода времени ответов.) Любой (даже "верховный") закон природы может выступать для философа-про- фессионала только лишь как пробле-ма, но не как открытие. Способность мыслителей усматривать в любом установленном факте не ответ, а вопрос способствует предохранению науки от трансформации в систе-матизированную совокупность суе-верий и самолегитимировавшихся смыслов и интерпретаций. (Ср. "ус-кользание" у Гваттари и Делеза как возможный образ способа бытия смысла или: "бытие любит прятать-ся" у Гераклита.) Тем не менее зна-чимость экстатической веры в то, что действительно обретенное нами знание нас не покинет, отмечалась, например, Гегелем: "Если люди ут-верждают, будто нельзя познать истину, то это злейшая клевета. Люди сами не ведают при этом, что гово-рят. Знай они это, они заслуживали бы того, чтобы истина была отнята у них".

В. Л. Абушенко, А. А. Грицанов, М. А. Можейко

СКАРГА (Павенский) Петр (1536— 1612) — религиозный и политический деятель Речи Посполитой, один из главных инициаторов и защит-ников церковной Брестской унии 1569 года. Учился в Кракове, Вене и Риме. В 1568 вступил в орден иезуитов. С 1573 — основной оппонент протестантизма в Беларуси и Литве. Преподавал в основанных им иезу-итских коллегиумах в Полоцке и Вильно. Написал несколько сочине-ний апологетического характера об унии, привлекая религиозные, мо-ральные и политические аргументы в ее пользу. Основные работы: "О един-стве костела Божиего..." (1577), "Жития святых" (1579), "Сказания Соло-мона" (1597), "Брестский синод" (1597) и др. В известном смысле проповедовал экуменизм, призывая к объеди-нению христианских церквей, пре-одолению религиозной вражды и т. д. (однако отдавал приоритет католи-ческой церкви). Тираж книги С. "О единстве костела Божиего" был почти целиком скуплен и уничто-жен богатой частью православного населения.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ:

  1. "СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  2. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  3. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  4. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  5. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  6. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  7. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  8. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  9. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
  10. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  11. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  12. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ