<<
>>

СКЕПТИЦИЗМ


— (1) — антич-ный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н. э. Пиррон впервые придал систематически за-конченную форму издавна распространенным в Древней Греции сомне-ниям в познавательной ценности чувственности (Гераклит: "глаза и уши — фальшивые свидетели"; Де-мокрит: "результаты ощущений темны", "это просто мнение, а не ис-тинно существующее"; софисты с их субъективизмом и т.
п.). К скепсису подобного рода Пиррон добавил мо-ральный и логический С., заявляя, что никогда не может быть рацио-нального основания для того, чтобы предпочесть один порядок действия другому. Став философским учением, С. превратился из простого сомнения в сомнение догматическое. Дело Пиррона продолжил его ученик Тимон, после смерти которого в Афинах в 235 до н. э. его доктрина была подхвачена и развита Акаде-мией, продолжившей свою работу и после кончины ее основателя — Платона (Аркесилай, Карнеад, Кли- томах — все эти философы-скептики находились во главе Академии, ко-торая только » 69 до н. э. перестала быть скептической). Большой вклад в дело последующего возрождения С. в качестве самостоятельного фи-лософского направления в 1 в. до н. э. внес уроженец Крита Энесидем, оказавший влияние на известного поэта Лукиана (2 в.) и Секста Эмпи-рика — единственного философа- скептика древности, труды которого дошли до наших дней. Согласно Диогену Лаэртскому, С. отрицал воз-можность достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования нравственных норм. Не сомневаясь в существовании яв-лений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью, однако при этом отвергали возмож-ность выведения с достаточной долей обоснованности причин этих явлений. Для позднего С. была характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием которой он считал види-мость: "все лишь кажется", — гово-рит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое (видимое) и мыс-лимое. Своего рода аргументами, про-тив возможности достоверного зна-ния стали знаменитые тропы (или обороты) скептиков, выдвинутые Эне- сидемом и применявшиеся им ко всему мыслимому и ощущаемому с целью показать, что данная мысль (или ощущение) — не более чем про-сто видимость, что она такова "не в себе", а лишь в отношении к чему- то другому. С. добился больших ре-зультатов в искусстве обнаружения противоречий с помощью тропов, многие из которых были направлены против обыденной веры в непо-средственную истинность вещей; что же касается более поздних тропов, приписываемых Диогеном Лаэртс- ким Агриппе, то для них характерна направленность против мышления и используемых им научных понятий. Среди ранних тропов можно упомянуть такие, как троп о разли-чии организации животных, из-за чего у них возникают самые различ-ные представления об одном и том же предмете; троп о различии между людьми, тесно связанный с предыду-щим и продолжающий его основную идею; троп о различном устройстве органов чувств; троп о различии условий в одном и том же человеке в зависимости от переживаемого им состояния; троп о занимаемых нами различных положениях, расстояниях и местах, из-за чего из каждого пункта предмет кажется иным; троп, касающийся области этическо-го, согласно которому нравственное одновременно и не нравственно, так как в одном месте оно признается таким, а в другом нет. Среди поздних тропов можно назвать следующие: троп о расхождении во мнениях фи-лософов: сколько философов — столько философий, значит истинной философии нет и быть не может; троп о впадении в бесконечный про-гресс, показывающий, что то, что приводится для обоснования какого- либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается в обосновании и так до бесконечности; троп об относительности всех определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе; троп о предположении, направ-ленном против принятия какого-либо принципа без доказательств, т. е. в качестве аксиомы; троп о взаимно-сти или о круге в доказательстве и др. Эти тропы С. очень умело на-правлял против древних философов, называя их догматиками, т. е. ут-верждавшими что-либо в качестве абсолютной истины. Они демонстрируют наличие высочайшей диалек-тической культуры мысли у филосо-фов-скептиков, которые вплоть до 3 в. оказывали влияние на интеллек-туальную мысль древнего мира. После этого С. постепенно уходит со сцены европейской культуры (как потом окажется, не навсегда), уступая место более соответствующим духу времени школам и направлениям, ищущим более прочных — поло-жительных — мировоззренческих ориентиров в обществе, постепенно усваивающем догматические религии и идеи спасения. (2) — Ренессансно- просветительский С. — установка на ментальное противостояние автори-тету традиции (Монтень, Бейль, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.). В отличие от античного С. фундиро-ван пафосом рационализма.(3) — В философии Юма — сомнение в бытии объекта (в отличие от онтологически артикулированной "вещи в себе" Канта).
Т. Г. Румянцева
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СКЕПТИЦИЗМ:

  1. СКЕПТИЦИЗМ
  2. СКЕПТИЦИЗМ
  3. Оценка античного скептицизма Гегелем
  4. Скептицизм против метафизики
  5. Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
  6. Скептицизм
  7. СКЕПТИЦИЗМ
  8. КРИТИКА СКЕПТИЦИЗМА В НОВОЙ АКАДЕМИИ
  9. Мотивы скептицизма и натурализма
  10. ИМЕЕШЬ ПРАВО НА СКЕПТИЦИЗМ.
  11. Проблема познаваемости мира и философски скептицизм
  12. 11. КРИТИКА БЕЙЛЕМ БОГОСЛОВСКОГО И МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ДОГМАТИЗМА С ПОЗИЦИЙ СКЕПТИЦИЗМА
  13. Секст Эмпирик (конец II в. н. э. — начало III в.) — греко-римский философ и врач
  14. Секст Эмпирик
  15. Подготовка выводов, формирование и выражение мнения о достоверности отчетности