<<
>>

СКЕПТИЦИЗМ

— идейное те-чение, возникшее в конце IV в.

до н. э. в античной философии. Его основатель — Пиррон из Элиды. Поучая, он не писал трак-татов, так как считал, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения — и отрицания чего-либо, и утверждения.

Во II в. до н. э. скептицизм как условие свободы в суждениях отстаивали философы платоновской Академии. Позже (I в. до н. э.) идеи скептицизма систематизировал Энесидем в «Восьми книгах Пир- роновых речей». Он сформулировал 10 тропов (опровержений), отрицающих достоверное зна-ние. Наиболее полное представ-ление об античном скептицизме дают трактаты древнегреческого философа Секста Эмпирика (ко-нец II—начало III вв. н. э.). Он противопоставляет скептицизм догматизму ученых, претендующих на безусловно истинное зна-ние, и агностицизму тех, кто от-рицает необходимость исследова-ния, познания. В соответствии со сложившейся традицией Секст считает, что всякое познание субъективно, т. е. зависит от того, как мы смотрим на вещи, и поэтому утверждает, что мы можем до-стигать не достоверного, а только правдоподобного, соответствую-щего нашим пристрастиям зна-ния.
В средневековой философии скептицизм был средством утверждения религиозной веры. Теологи доказывали, что истинность

знания, даже если оно опирается на опыт и подтверждается доводами разума, относительна. На всякий те-зис можно найти антитезис. Пьер Абеляр представлял в западноевро-пейской философии XII в. интеллек-туализм — течение, отстаивавшее право на рациональное изучение любых, в том числе и святых, объектов. Тем не менее он считал, что с сомнения познание начинается, со-мнением оно и завершается, ибо мир для человека — необъятная без-дна, которую не в состоянии охва-тить наш разум. Философия Воз-рождения, подобно античной, рож-дается как выражение безграничного гносеологического оптимизма, а в конце пути все более проникается идеями скептицизма. Его яркие представители — Эразм Роттердам-ский и Мишель Монтень.

«Новый пирронизм» — так характеризуют их скептицизм. Не понятные нам по-ложения священного Писания мы не должны отрицать, но можем подвергать сомнению, — утверждает Эразм. Все в мире противоречиво, изменяется и превращается в свою противоположность, поэтому любое знание о нем является относитель-ным, приблизительно верным, — го-ворит Монтень. Я знаю, что ничего не знаю достоверным образом, — таков его основной вывод из наблю-дений над познанием.

Философия раннего Просвеще-ния еще сохраняет традиции скепти-цизма. Французский мыслитель Пьер Бейль убеждает, что религиоз-ные догматы невозможно рационально обосновать, а в философии и науке недопустимо претен-довать на абсолютно истинное несомненное знание. Но в XVIII в. философский скепти-цизм перерождается в агности-цизм (Д. Юм, И. Кант). Сомнения остаются спутником познания. Но теперь они не осознаются как непреодолимое препятствие для достижения истинного знания. Ограничено, неполно, а потому и не окончательно всякое знание, но безграничен процесс познания, — доказывают просветители. Становится ясным, что всегда есть то, что остается за гранью нашего понимания. Но этот трансцендентный мир не является предметом познания. А рас-суждать об истинности или лож-ности можно лишь о знании того, что дано нашему сознанию. В ис-тории общественной мысли скеп-тицизм играл двоякую роль. С од-ной стороны, он способствовал преодолению догматизма, фор-мированию диалектического по-нимания относительного характера истинного знания. С другой — был источником релятивизма и агностицизма, неоправданного сомнения в самой возможности достоверного (на уровне сущности) познания.

Смерть

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СКЕПТИЦИЗМ:

  1. СКЕПТИЦИЗМ
  2. Оценка античного скептицизма Гегелем
  3. Скептицизм против метафизики
  4. Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
  5. Скептицизм
  6. СКЕПТИЦИЗМ
  7. СКЕПТИЦИЗМ
  8. КРИТИКА СКЕПТИЦИЗМА В НОВОЙ АКАДЕМИИ
  9. Мотивы скептицизма и натурализма
  10. ИМЕЕШЬ ПРАВО НА СКЕПТИЦИЗМ.
  11. Проблема познаваемости мира и философски скептицизм
  12. 11. КРИТИКА БЕЙЛЕМ БОГОСЛОВСКОГО И МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ДОГМАТИЗМА С ПОЗИЦИЙ СКЕПТИЦИЗМА
  13. Секст Эмпирик (конец II в. н. э. — начало III в.) — греко-римский философ и врач