<<
>>

СКЛАДЫВАНИЕ

— понятие пост-модернистской философии, фикси-рующее новый способ артикуляции соотношения внутреннего и внешне-го, конституирующий внутреннее как имманентную интериоризацию внешнего.

Данная установка пред-ставляет собой спецификацию общей парадигмальной установки постмо-дернизма на снятие жестко линейных оппозиций, традиционно фун-дировавших собою стиль мышления классической западноевропейской рациональности: субъект-объектная оппозиция (см. Смерть субъекта), оппозиция внешнего и внутреннего, мужского и женского (см. Соблазн) и т. п. Термин "С." оформляется в рамках постмодернистской концепции складки, однако идея интерио- ризации внешнего как необходимого условия возможности конституирования внутреннего является универ-сально значимой для философии постмодернизма. Так, фундаментальным основоположением постмодер-нистской текстологии выступает та презумпция, что, "мнимая внутрен-ность смысла уже сплошь прорабо-тана его же собственным внешним. Она всегда уже выносит себя вовне себя" (Деррида), снимая саму возмож-ность различения имманентно-авто-хтонного и привнесенного (см.
Интер-текстуальность). Аналогично, по Фуко, "Внешнее" есть "движущаяся мате-рия, оживленная перистальтическими движениями, складками и изви-линами, которые вместе образуют Внутреннее; они — внешнее, но внутреннее Внешнего". Так, например, феномен "немыслимого" интерпре-тируется Фуко не в качестве внешнего по отношению к мысли как таковой, но в качестве того, что "лежит в ее сердцевине" как "невозмож-ность мышления, которая удваивает и выдалбливает Внешнее", — иными словами, "немыслимое есть внутреннее мысли". Процессуальность С. наиболее детально моделируется в контексте теории становления субъ- ективности Делёза ("субъективация создается складчатостью"), в рамках которой эксплицируется механизм формирования складки.
Согласно его концепции, становление субъектив-ности может рассматриваться только как автохтонный процесс само-организации: "все... детерминации мысли уже являются первоначальными фигурами действия мысли", и становление субъективности реали-зует себя вне принудительной кау-зальности, — в режиме "Да будет! (Fiat!)", т. е. в режиме, который "заранее разрушает всякий императив". Исходным состоянием субъективности выступает для Делёза так назы-ваемое "дикое" (до-предикативное) сознание", определяемое им как "на-турализм "дикого опыта". Зафикси-рованное Делёзом состояние "дикого опыта" может быть оценено как аналог исходного субъективного хаоса, — как в смысле отсутствия выраженной структуры, так и в смысле потенци-альной креативности: "именно син-гулярности, все еще не связанные по линии внешнего как такового, фор-мируют плодородную массу". Проблема внешнего является централь-ным моментом делёзовской модели формирования субъективности, и интерпретация последнего Делёзом радикально дистанцируется от тра-диционной. Соотношение внутрен-него и внешнего мыслится Делёзом не как противостояние имманентно автохтонного чужеродно навязанно-му, не как принудительное воздейст-вие "внешней" силы на "внутреннее", но — напротив — как органичная интериоризация внешнего: "внутреннее есть операция внешнего". Подобно "дикому опыту" (см. "Дикий опыт") как исходному состоянию вну-треннего, внешнее также выступает у Делёза в качестве "неоформленного внешнего" как принципиально номадического (см. Номадология) распределения интенсивностей: "не-оформленное внешнее — это битва, это бурная штормовая зона, где оп-ределенные точки и отношения сил между этими точками носятся по волнам". Согласно Делёзу — в общем русле номадической оценки плоскости как пространства соприкосновения внутреннего и внешнего, т. е. пространства динамики — именно на границе внешнего и внутреннего и в тесном взаимодействии внутрен-него с внешним и осуществляется процесс становления субъективности: "внутреннее является складыванием предполагаемого внешнего".
— Процесс конституирования субъектив-ности выступает одновременным про-цессом параллельного оформления внешнего и внутреннего в процессе их взаимостимулирующего (кросс- каталитического) взаимодействия: "складка внешнего конституирует самость, в то время как само внешнее формирует соответствующее внут-реннее". Механизм оформления субъ- 942 Сковорода

ективности моделируется Делёзом как проявление на макроуровне тех процессов, которые происходят на микроуровне: "сингулярности не имеют форм и не являются ни телами, ни говорящими лицами. Мы входим в мир неопределенных двой-ников и частичных смертей... Это микро-политика". Однако объекти-вация происходящих на микроуров-не процессов предполагается Делё-зом в качестве макроскопической: "но дело стратегии — осуществляться в страте". Объективирующиеся в виде макроструктур изменения по-рождают страты, которые, по словам Делёза, "просто собрали и сделали затвердевшими пыль и звуковое эхо битвы, разворачивающейся под ними". Что же касается сущности про-исходящих на микроуровне транс-формаций, то фактически Делёз фиксирует переход от некоординированного сосуществования сингу-лярностей к их "интеграции". Так, если исходно, по словам Делёза, вза-имодействия в зоне субъективации происходят так же, как происходят они у "мотыльков или перышек, глухих и слепых по отношению друг к другу", то в ходе становления субъ-ективности "отношения между силами становятся интегрированными" (ср. с идеей Деррида о "пробужде-нии" в процедурах деконструкции "спящего смысла" текстовых семем или "сем", с одной стороны, и с си-нергетической идеей перехода от изолированного бытия "спящих молекул" или "молекул-гипнонов" к молекулярной "кооперации" — с дру-гой). Открытость самоорганизующейся системы мыслится в концепции С. в качестве условия самой возмож-ности феномена самоорганизации: в зоне складки "мысль воздействует на себя, открывая внешнее как соб-ственный немыслимый элемент". В модели Делёза "это происходит так, что отношения внешнего, изогнутого обратно, ...позволяют отношению к себе возникнуть и конституировать внутреннее".

— Субъективность как внутреннее оформляется посредст-вом "удвоения", т. е. "интериори- зации внешнего". Собственно, само внутреннее как таковое, по Делёзу, "является просто складчатостью внешнего, как если бы корабль был изгибанием моря". Возникающая на каждый конкретный момент времени конфигурация складок понимает-ся Делёзом как принципиально не окончательная, — она оценивается как ситуативно значимая, и принци-пиально подлежащая изменению в силу непредвиденных флуктуаций: "эти складки удивительно изменчи-вы и, более того, обладают различными ритмами, чьи вариации создают несводимые виды субъективации". Процесс становления субъективности оказывается принципиально нон- финальным и интерпретируется Де-лёзом в качестве реализующегося посредством случайных флуктуа-ций, что фиксируется им в понятиях "жребия" и "игры" ("лотереи"): "мы-шление вызывает трансмиссию син-гулярностей: это бросок жребия... Бросок жребия фактически выража-ет... отношение, установленное между сингулярностями, возникающими случайно". Более того, если совре-менное естествознание делает вывод о том, что в рамках нелинейных динамик могут быть обнаружены зоны, где действуют сугубо линейные закономерности и проявляет себя традиционно понятая каузальность ("островки детерминизма" в "океане нестабильности" в теории катастроф Р. Тома), то и у Делёза можно встретить совершенно аналогичные рас-суждения. Так, по его словам, "отно-шения между силами... группируются или наугад, или в соответствии с оп-ределенными законами", — факти-чески "случай работает только в первом варианте, в то время как второй, вероятно, действует согласно условиям, которые частично детермини-рованы первым, как в цепи Маркова, где мы имеем непрерывный ряд новых сцеплений. Это и есть внешнее: ли-ния, которая продолжает связывать беспорядочные события в смеси Слу-чая и зависимости". Идея кросс-катали- тического взаимодействия внешнего и внутреннего апплицируется Делё-зом не только на пространственные, но и на временные параметры С. По-следнее оказывается процессом инте- риоризации будущим прошлого, что фиксируется Делёзом посредством понятия "Память": "Память — это настоящее имя отношения к себе или воздействия Я на Я".
Собственно говоря, по оценке Делёза, "склады-вание и удвоение само есть Память". Именно "абсолютная память", по оценке Делёза, "удваивает настоящее и внешнее и представляет единое с забвением, так как она сама бесконечно забывается: ее складки факти-чески сливаются с развертыванием, поскольку последнее сохраняется в первых как то, что сложено". Вместе с тем, концепция складки фиксирует и векторное (содержательное) тяготение самоорганизующейся субъектив-ности к будущему, что семантически изоморфно синергетической установке на тяготение системы к будущим своим состояниям, выраженное в понятии аттрактора: по словам Делёза, "внутреннее конденсирует прошлое, но взамен сталкивает его с будущим, которое приходит из внешнего, меняет его и заново создает". (В плане фиксации терминологических параллелей между философией постмодернизма и современным естествознанием мо-жет быть отмечено, что Г. Николис и Пригожин, анализируя феномены спирального и винтового хаоса в свете исследования влияния на них хаотиче-ского аттрактора, отмечают, что "важ-нейшая особенность, прослеживаемая на обоих, — образование складки на поверхности, вдоль которой происхо-дит неустойчивое движение".)

М. А. Можейко СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722— 1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Кие- во-Могилянскую духовную академию (1738—1741, 1744—1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немец-ким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гу-манитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" — свеобычное "лезвие С." — "нужность не трудна, трудность не нужна". Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявши-еся в рукописных списках:"Басня Эзопова" (1760), "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о ду-шевном мире" (1775), "Потоп зми- ин" (1791) и др.

Разделял основания миропонимания платонизма, стоициз-ма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилис-тику сократических диалогов и оза-рения истинного пророка. (Практи-чески никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и беско-нечности материи, о господстве за-кономерностей в природе. Отожде-ствлял в духе пантеизма понятия "Природа" и "Бог" (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная "форма", законоор- ганизующая "материю", а также своеобычное личностное начало, за-интересованное в человеке). Как по-лагал С., "истинный человек и Бог есть то же". Создатель концепции всеобъемлющих "трех миров": "мак-рокосм" (природа), "микрокосм" (че-ловек) и "мир символов", связываю-щий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипо-стасей — "внутренней" (духовной, невидимой, божественной) и "внешней" (тварной, сотворенной, матери-альной). (Ср. с архитектоникой мира в романе М. Булгакова "Мастер и Мар-гарита".) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществ-ляется в пафосе самопознания ("по-знать себя самого, и сыскать себя са-мого, и найти человека — все сие одно значит"), в обнаружении "единого, сердечного" человека, но должно ос-новываться на постоянном самоана-лизе и созвучии "миру символов". Полемизировал с официальными ре-лигиозными доктринами,проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии "добродетели и любви". По С., счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи со-циальной педагогики осознавшего собственную "сродность", т. е. пред-расположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармо-ния, согласно С., достижима лишь для общества таких счастливых лю- дей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурд-ности любой идеи равенства в имуще-стве, идею "неравного всем равенства": "Бог богатому подобен фонтану, на-полняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том ра-вен есть большему, что равно есть полный". На могиле С. помещена его собственная эпитафия: "Мир ловил меня, но не поймал".

А. А. Грицанов

СКОРИНА Франциск (Франтишек) (ок. 1490 — ок. 1551) — белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Родился в Полоцке, учился здесь же, затем в Кра-ковском и Падуанском университетах. Бакалавр философии, доктор медицины, имел также степень доктора вольных наук. В Праге создал первую белорусскую типографию. Пе-ревел, прокомментировал, а в 1517— 1519 издал 23 книги Библии. Около 1521 создал новую типографию в Вильно, где издал "Малую подорож-ную книжицу" (ок. 1522), а в 1525 опубликовал "Апостол". Около 1535 уехал в Прагу. Рассматривал Биб-лию как итог многовекового опыта человечества и средство приобщения людей к знаниям. Анализ взглядов С. позволяет предполагать, что он исходил из возможности прямого и интимного диалога человека с Богом посредством Библии. Мировоззрение С. представляет собой синтез хрис-тианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. В центре его вни-мания —¦ проблемы человека (смысл жизни, духовность, добро и т. д.). Этика С. ориентирует на общественно значимую земную жизнь, морально-интеллектуальное усовершенст-вование, служение добру. Служение Богу проявляется через служение людям. Одной из основных доброде-телей человека считал стремление к интеллектуально-творческому са-мовыявлению, что возможно при синтезе библейской и философской мудрости. Гуманистически переос-мыслил евангельское понятие "любви к ближнему". Понимал любовь как принцип взаимоотношений между людьми, универсальный закон частного и общественного бытия. Любовь же, по С., обосновывается верой. С. стремился найти универсальный (независимый от конфессиональной и социальной принадлежности) ра-циональный моральный принцип, позволяющий регулировать общест-венную жизнь. Одна из его лейтмо- тивных тем — соотношение индивиду-ального и общего добра ("посполитое доброе"), отдавал приоритет послед-нему, так как от человека требуется научиться "вкупе жити" и бескоры-стно служить "пожитку посполитому". В этом же ключе рассматривал свою собственную деятельность. Вторая лейтмотивная тема — патрио-тизм. С. — основоположник нацио- нально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и об- щественно-философской мысли. По-литический идеал С. — светская, гуманная и мощная монархическая власть. По его мнению, правитель должен быть набожным, мудрым, образо-ванным, добродеятельным, внимательным и справедливым по отношению к своим подданным. Принцип его прав-ления — следование законам. Обще-ство основывается на мире и со-глашении людей, что предполагает следование принципам справедливости. Последняя достигается при следо-вании людей категорическому импе-ративу, данному от Бога: "то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь".

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

СКОРУЛЬСКИЙ Антоний (1715— 1780) — представитель эклектической философии в Беларуси и Литве. Учился в Вильно. Преподавал в Слуц- ке и Несвиже. Был ректором Ново- грудского, Барского, Виленского кол-легиумов, в 1772—1774 — ректор, с 1774 — декан теологического фа-культета Виленской иезуитской ака-демии. В своем единственном произ-ведении "Комментарии по философии, т. е. логике, метафизике и физике" (1755), продолжая традиции виленской схоластики, в то же время по-степенно от них отходит. Излагает системы многих новых философов (Ф. Бэкона, Гассенди, Вольфа, Лейбница и многих др.) и естествоиспы-тателей (Ньютона, Коперника, учение которого считал гипотезой). В тео-рии познания находился под воздей-ствием идей Локка, считая, что ис-тинное познание возможно только в чувственном опыте, но природу ощущений описывал по схеме Декарта. Понимание же достигается только разумом и придает единство всему процессу познания. Эклектично соединяя идеи сенсуализма, кар-тезианства и теологии, он трактует и истину. Особое внимание уделил логическому методу, разделяя его на синтетический и аналитический. Сле-дование логическому методу, по С., — основа универсальности науки.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

СКОТ ЭРИУГЕНА — см. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СКЛАДЫВАНИЕ:

  1. ВСЕ О КЛИЕНТАХ. КЛИЕНТ (лат. cliens, род. п. clientis - зависимый, подчи-ненный; англ. client
  2. АНТАНТА (франц. entente - согласие) - военно-политический блок империалистических государств
  3. Про рациональность
  4. СОДИАЛИЗМ
  5. 46. Политико-правовые идеи славянофилов
  6. ПРОСВЕЩЕНИЕ
  7. ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ
  8. БУХАРИН Николай Иванович (1888-1938
  9. СКЛАДКА
  10. Розничная торговля по сниженным ценам набирает силу