<<
>>

СКОТИЗМ

— схоластическое на-правление средневековой философии 14—15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии.

Основоположник — Иоанн Дуне Скот. Основные представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индиви- дуации (лат. individuatio — индиви-

Скриптор 943

дуализация), т. е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объектов ("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделя-ющего признака у любых двух "ин-дивидов". В контексте этого подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio — различение) как имеющего своим ре-зультатом фиксацию haecceitas ("это- вости") как самотождественности индивидуального существования ве-щи в противоположность quidditas ("чтойности") как генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, — вводит трактовку дефиниции как дистинк-ции.

Дистинкция как познавательный акт встречается уже у Аристотеля, од-нако в концепции С. приобретает до-полнительный онтологический смысл: "имманентная дистинкция" наряду с "дистинкцией разума". Использо-вание последних в качестве основного мыслительного инструмента теорети-ческой аналитики приводит к оформ-лению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический ка-тегориальный аппарат философии и приведших к значительному обога-щению философского языка. Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и канонизи-рованная в схоластической форму-лировке Фомы Аквинского, приоб-ретает в С. новое, остро личностное звучание: понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникаль-ности (тождественности лишь себе), — "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к конституирова- нию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-фило- софской традиции интенцию, впос-ледствии реализовавшуюся в персо-нализме. А идея о "неделимости индивидуальной природы", выска-занная в рамках С., в первую очередь, применительно к личности, может быть рассмотрена как своего рода предвосхищение холизма в пси-хологии и концепции индивидуации как становления личности, понятого в качестве спонтанного разворачивания ее неповторимой "самости" в пси-хоаналитической концепции Юнга.

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СКОТИЗМ:

  1. ТОМИЗМ
  2. ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец
  3. НЕОТОМИЗМ
  4. ЭЙДОС
  5. ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ
  6. ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ
  7. ГИЛЕОМОРФИЗМ
  8. СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794
  9. Воля человека
  10. ГИЛЕМОРФИЗМ
  11. СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый
  12. СХОЛАСТИКА
  13. Парижскии оккамизм
  14. Авторы статей