СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
(славяно- любие) — религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 1830 — начала 1860, в основе которого лежала проблема осмысле-ния исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре.
С. существовало и разви-валось в полемике с другим фило-софским течением России — запад-ничеством (Станкевич, Грановский, П. В. Анненков, Герцен, Бакунин, Н. П. Огарев и др.). Представители С.: "старшие" славянофилы — Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Самарин; "младшие" — И. С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреев-ский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов и др.; "поздние" славянофилы — Данилев-ский, Страхов, в некоторой степени Леонтьев. Можно выделить группу так называемых правых (официальных) славянофилов — М. П. Погодин и С. П. Шевырев, которые использо-вали идеи С. в целях утверждения официальной политики и церковно-сти Российской империи. Основные журналы: "Москвитянин", "Русская беседа". Формально появлению С. и западничества способствовала дискуссия по поводу "Философических писем" (1829—1831) Чаадаева, которые задали тему — Россия и Европа. Сущность С. сводится к постулированию самобытности России, ее духовного и социального уклада, что дает возможность говорить о ее осо-бой (мессианской) роли во всемир-ной истории. Самобытность видится в тех сторонах русской действительности, которые менее всего подда-лись изменению за период с преобра-зований Петра I. Своеобразие России фиксируется в характере христианства (православие пришло на Русь в чистом, первозданном виде из Ви-зантии, а не с Запада, где учение Христа преломлено рационализмом теологов и философов), в соборности (ее двух аспектах: во-первых, общинном землевладении и артельнос- ти и, во-вторых, в гносеологии "жи- вознания" (Хомяков), когда человек познает мир и Бога не через рассудок, а через цельность духа (ума, чувств и воли). Самобытность России дает повод, согласно С., сомне-ваться в целесообразности принятия западноевропейских стандартов по-литического и культурного разви-тия, которые в 19 в. породили в Европе социальную напряженность и пессимизм (Хомяков сравнивает бед-ствия в социальной сфере Англии с холерой), что может привести к на-сильственным, революционным по-трясениям. Запад не устраивал С. своим однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом. Россия же обладала защитой от этого в виде широко известной триады: Православие, Самодержавие, Народ-ность. В отличие от правых славяно-филов, старшие славянофилы (кото-рые, кстати, были гонимы и царскими властями, и православными иерар-хами) трактовали эту триаду в духе идеализации патриархальных начал русской жизни: Православие (истинное первичное христианство, собор-ность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти, царь — добровольный грешник, у него нет права на власть, но он возлагает ее на себя как тяготу от по-рока); Народность (православная об-щина, солидарность и нравственность, национальный уклад жизни). Развитие этих качеств дает России шанс избежать социальных катаклиз-мов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних неурядиц, стать духовным и политическим центром славянства. Философия С. (Хомяков, Киреевский, Самарин), которая не носит системного, закон-ченного характера и зачастую пуб-лицистична, опирается на традицию восточной патристики и, отчасти, на западноевропейский философ-ский романтизм и иррационализм. В философии С. преобладают темы исторического, культурологическо-го, богословского, социально-антро- пологического и гносеологического порядка. Социально-политические взгляды С. можно свести к следую-щим: критика крепостничества (как не отвечающего христианским запо-ведям), отмена крепостного права (Самарин, Кошелев и В. А. Черкас-ский активно участвовали в подго-товке реформы 1861), отмена цензуры, смертной казни и телесных наказаний, создание гласных судов присяжных. Представители С. резко выступали против социальной рево-люции, социализм и капитализм считали болезнью западного духа, но, в то же время, критиковали со-циально-политические последствия капиталистических отношений на Западе. "Оригинальность славяно-филов связана была с тем, что они попытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа хри-стианства, легшего в основу русской истории" (Бердяев), и искренне "во-образили себя представителями сла-вянского любомудрия, необходимого для спасения разлагавшегося Запада" (Писарев).Д. К. Безнюк
Еще по теме СЛАВЯНОФИЛЬСТВО:
- СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)
- 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
- 2. Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
- АКСАКОВ Иван Сергеевич
- ХАОС — беспорядок
- СОБОРНОСТЬ
- 45. Политико-правовые идеи западников
- СОБОРНОСТЬ
- САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876
- ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО
- АКСАКОВ Иван Сергеевич
- ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center