<<
>>

СЛАВЯНОФИЛЫ


— пред-ставители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. XIX в., выступившие с критикой поверх-ностного подражательства Западу, слепого заимствования западных форм общественной и культурной жизни, их прямого переноса на российскую почву.
Основой самобытности России и русской культуры славянофилы считали православие, которое, согласно славянофилам, будучи прямым продолжателем традиций византийской патристики, в гораздо большей степени, чем западные католицизм и протестантизм, сохранило чистоту христианской веры. Отличительной чертой мыслителей, объединяемых термином «славянофилы» явилось соединение в их творчестве православия и российского патриотизма. «В сочета-нии Православия и России и есть та общая узловая точка, в которой все мыслители этой группы сходятся» (Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1991. С. 6). Славянофилы рассматривали запад-ную и российскую цивилизации как родственные, выросшие из одного корня (христианства), подобно двум ветвям одного древа. Называя Западную Европу «страной святых чу-дес», они вместе с тем упрекали Запад в отходе от подлинного христианства, чрезмерном рационализме, в непонимании России. Термин «славянофилы» (букв, «славянолюбы») отражает лишь одну сторону воззрений представителей данного направления, — их симпатию к славянам, прежде всего южным (сербам и болгарам), их настоятельное стремление к укреплению соли-дарности славянских народов. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. Видными славянофилами были К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, П.В.Киреевский, А. И.Ко- шелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф. В.Чижов, И.Д.Беляев, А. Ф. Гильфердинг и др. Философская концепция славянофилов основывалась на идеях восточной патристики, и в то же время связана с западноевропейской философской мыслью, прежде всего с философией Шеллинга. Главное в философском учении славянофилов — стремление к целостности и единству, поиск путей преодоления всех форм разрозненности и разделенности. В этой связи ими развивалось учение о соборности. Согласно славянофилам, высшая истина дается не одной способности логического мышления, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой целостности. Проявления соборности и живой целостности духа славянофилы стремились отыскать в различных феноменах русской истории и культуры. Среди западноевропейских стран они особо выде-ляли Англию, в которой, в отличие от остальной Европы, наиболее прочен дух солидарности и здоровый консерватизм. В качестве положительных образцов,
созданных русской историей, ими подчеркивалось значение крестьянской общины и рабочей артели. Дух целостности и единства общины и артели определялся главным принципом внутренней организации — принципом единогласия, а не прин-ципом большинства, в котором славянофилы усматривали отклонение от соборности. Славянофилы высту-пали против крепостного права, рас-сматривая его существование как «надругательство над всяким правом». Определяющими в области социально-политической для славянофилов были принципы классового мира и «прогресса без хирургического вмешательства», т. е. эволюционного прогресса. Свои воззрения славянофилы противопоставляли воззрениям западников, а также стихийному поверхностному подражательству западным образцам, небрежению собственной историей и культурой, нигилизму.
Смысл жизни
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СЛАВЯНОФИЛЫ:

  1. 4. Славянофилы и западники
  2. 46. Политико-правовые идеи славянофилов
  3. ЗАПАДНИКИ
  4. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)
  5. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
  6. АКСАКОВ Иван Сергеевич
  7. САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876
  8. ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО
  9. АКСАКОВ Иван Сергеевич
  10. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  11. КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-1885
  12. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист