<<
>>

СЛУЧАЙНОСТЬ

в историческом процессе — философская категория для выражения таких связей дейст-вительности, когда между событиями отсутствуют непосредственные, прямые, постоянные, друг друга оп-ределяющие зависимости; С.

выражает наличие разнообразия в мире, придает черты неповторимости эво-люционным процессам. История взглядов на С., в том числе приме-нительно к обществу, колебалась от полного отрицания роли случая (жесткий детерминизм) до его абсолю-тизации (индетерминизм). При этом в силу специфики социальных изменений довольно часто подчеркивается исключительное господство С. в историческом процессе. Уже в античной философии сформировались две трактовки С.: 1) С. есть незнание причин, вызывающих то или иное явление, реально существует только необходимость (Демокрит); 2) С. является конструирующим началом во Вселенной (Эпикур). Долгое время господствующим был подход Де-мокрита, принявший в 18 в. форму классического детерминизма (Лаплас), который перенес законы меха-ники, открытые Ньютоном, на всю действительность.
Утверждалось, что законы природы носят исключи-тельно динамический характер, что вызывает сугубо однозначный, необходимый характер связей, а потому объективно С. не существует, любое событие предсказуемо. В ключе клас-сического рационализма эти взгляды переносятся на общество (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.), что приводит к выводам о предустановленной эволюции общества и о возможности на основе знаний рационально организовать его жизнь и тем самым избежать каких-либо неконтролируемых влияний. Однако ускорение социальной эволюции в 18—19 вв., крушение идеалов, вдохновлявших деятелей французской революции, явная непредсказуемость исторических событий потребовали более глу-бокого анализа роли С. Гегель трактует С. как объективное явление, вызванное несущественными, внеш-ними причинами.
Продолжает эту идею и марксизм, признающий важнейшую роль С. (вплоть до характера исторических персонажей) в истории. С. трактуется марксистами как форма проявления и дополнения не-обходимости (Энгельс), как результат пересечения причинных целей (Плеханов). Но при этом С. считается все же вторичной по отношению к необходимости, поскольку она влияет только на своеобразие исторических процессов (может их ускорить, замедлить и т. п.), конечный же результат предопределен необхо-димостью (объективными социаль-ными законами), а с переходом к коммунизму сфера С. будет сужать-ся до бесконечно малой величины. В качестве реакции на явный или скрытый исторический фатализм данных концепций со второй поло-вины 19 в. широко распространяются исторический индетерминизм (философия жизни, неокантианство и др.), стремившийся, зачастую в неадекватной форме, раскрыть качественную специфику социального процесса, ключевую роль в нем С. Научное подтверждение этих идей появилось в связи с созданием и развитием в 19—20 вв. статистической теории на основе теории вероятностей, что стало революцией в понимании мира. Заметим, что сам данный принцип первоначально появился в социальных исследованиях (У. Петти, А. Кетле, частично марксизм), а затем уже был широко развит естест-вознанием. Теория вероятностей изучает закономерности массовых случайных явлений. Речь идет о ста-тистических закономерностях, действие которых является результатом массового процесса, где при переходе от одного явления к другому ха-рактеристики отдельных явлений изменяют себя независимым образом, и, налагаясь друг на друга, дают некоторую непредсказуемую заранее тенденцию. Такая эволюция характерна прежде всего для сложных самоорганизующихся систем, к которым относится и общество. В итоге С. признается в качестве са-мостоятельного и универсального, а не вторичного начала строения и эволюции мира, утверждается кон-структивная роль случая как фактора свободы человека и непредопреде-ленности и необратимости социальных изменений, условия появления нового в истории.
Человек открывает для себя мир по законам случая, в процессе проб и ошибок, что сви-детельствует о мозаичности, фраг-ментарности социального мира, где историческое событие как функция определенных обстоятельств задано случайным образом, будучи персо-нифицированным через особенности действующих людей. Задним чис-лом мы можем объяснить необходи-мость какого-либо исторического события, но для современников оно всегда неожиданно, что и вызывает у людей представление о наличии в истории неких сверхчеловеческих сил. Наличие С. свидетельствует о нелинейности исторического процесса, о невозможности точных ис-торических предсказаний, можно только говорить о вероятности определенных тенденций. Особенно это специфично для современной цивилизации, характеризующейся неус-тойчивостью, неравновесностью со-циальных изменений. Более того, С. приобретает здесь решающий характер, поскольку, будучи созданной человеком, она может привести че-ловечество к гибели. Ключевое значение для современного понимания роли С. в истории имеет философия нестабильности Пригожина. Изучая открытые (неравновесные) системы, Пригожин приходит к выводу об их случайном поведении, где порядок и беспорядок есть две стороны одного и того же мира; более того, беспорядок есть первичное состояние, из которого в любой непредсказуе-мой заранее точке может возникнуть нечто новое. Эти точки получили название точек бифуркации (ветвления), где возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. Бифуркационный скачок есть царство С., он может возникнуть в любой момент и направить систему в любом направлении. Когда же не-кий случайный выбор (социальная мутация) произойдет и установится новый порядок, то на передний план выходит необходимость событий. Таким образом, современный подход к С. в историческом процессе показывает ее ключевую роль, обеспечи-вающую нелинейность социальной эволюции, а также фундаментальное значение ответственного и обос-нованного выбора людьми порядка своих действий, ибо в нынешнем обществе малые воздействия на входе могут вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе. (См. Идио- графизм, Необходимость и слу-чайность.)

Г. Я. Миненков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СЛУЧАЙНОСТЬ:

  1. ГЛАВА 6СИСТЕМЫ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН (СЛУЧАЙНЫЕ ВЕКТОРЫ
  2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
  3. СЛУЧАЙНОСТЬ
  4. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
  5. * § 5. Необходимость и случайность
  6. ГЛАВА 9 случайные функции
  7. ГЛАВА 7ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИЙ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН
  8. ЭФФЕКТ ПРИВЯЗКИ К СЛУЧАЙНОМУ ОРИЕНТИРУ
  9. ГЛАВА 10потоки событий. марковские случайные процессы
  10. ГЛАВА 8ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ТЕОРЕМЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ