СМД-МЕТОДОЛОГИЯ
(системо-мыс- ледеятельностная методология)— методологическое направление (подход) в современном гуманитарном знании, оформившийся на основе презумпций, генетически восходящих к идеям Московского методоло-гического кружка (ММК).
История движения начинается с 1952—1954, когда образовался Московский логический кружок (Зиновьев, Щедро-вицкий, Б. А. Грушин, Мамардашви-ли и др.). Это был период разработки содержательно-генетической логики, ассимиляции культурно-исторической концепции Выготского, запрещенной в те годы в СССР кибернетики и разворачивающихся системных исследований. Осознание своего под-хода как отличного от логики, марк-систской философии и науки про-изошло в кружке после публикации серии программных докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Щедро-вицкий, Н. Г. Алексеев) и открытой критике их со стороны Зиновьева. Логический кружок становится ме-тодологическим (ММК). На этом этапе (теоретико-деятельностный этап, 1957—1979) участники движения заняты разработкой теории деятельности и теории мышления (В. А. Лефевр, О. И. Генисаретский, В. А. Ро- зин и др.), исследованиями в теории систем (Э. Г. Юдин, В. Н. Садовский и др.), системным проектированием и дизайн-программами (В. Я. Дуб-ровский, Щедровицкий и др.). С 1979 начинается новый этап (СМД-этап) разработки методологии, когда кружок разворачивается в движение, возникают лаборатории, исследова-тельские и проектные группы не только в Москве, но и в других городах (Киев, Одесса, Рига и т. д.). Основной формой деятельности методологов становится организационно-деятель- ностная игра (ОДИ), которая строится по схеме мыследеятельности. Ли-дером СМД — движения и главным идеологом и теоретиком после распада Московского логического кружка являлся Щедровицкий. У основных представителей СМД-м. на разных этапах ее развития существовали различные трактовки подхода и фор-мулировки методологии. С середины 1980-х в рамках движения выделились и институционализировались несколько самостоятельных направ-лений, стремительно удаляющихся от исходных представлений ММК. Поэтому остановимся на том пред-ставлении, которое формулировал Щедровицкий в 1981, т. е. в период, когда наметился переход от узкого кружка (школы) к широкому движению. После "Рассуждения о методе" Декарта и "Нового Органона" Ф. Бэкона методология стала обязательным компонентом сначала научной, а постепенно и всех остальных форм человеческой деятельности. В подходе ММК конкретная деятельность объемлется (включается и снимается) методологией, а не наоборот. Такая перефокусировка позволила рас-пространить термин методология на весь комплекс онтологических и тра-диционно методологических представ-лений школы и подходы, которые в аналогичных случаях называются философскими школами или на-правлениями (например: феномено-логия, философская антропология, структурализм и т. д.). Концепция СМД-м. фундирована следующими тезисами: 1. Основная функция ме-тодологии (не только СМД) состоит в обеспечении универсума человеческой деятельности прежде всего нормами, проектами и предписаниями. Поэтому основные продукты методо-логической работы — конструкции, проекты, нормы, методические предписания не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность. Они проверяются только на реализу-емость. Результаты методологической работы — это не знания, а проекты, схемы и предписания. 2. Методология это не методика, поэтому она до предела насыщена знаниями, рефлексивно включаемыми в схемы и предписания. Методологическая работа и методологическое мышление со-единяют проектирование, критику и нормирование с исследованием и по-знанием. При этом исследование подчинено нормированию и проектирова-нию, хотя и может быть организовано как автономная система, в специальных случаях. 3. Два первых тезиса противопоставляют науку и методо-логию. Однако методология не только не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его, распространяя на такие об-ласти, где раньше он был невозмо-жен. Это проявляется в создании композиций из знаний разного типа: естественнонаучных, конструктив-но-технических, исторических, гу- манитарно-практических. Традици-онная же наука (в узком и точном значении этого слова) ориентирова-на на отделение подлинно объективного, натурального знания от всех других типов, особенно субъективно- смысловых и предписывающих — что должно, а что не должно делать. 4. Методология стремится соединить и соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышления. Поэтому объект, с которым имеет дело методология, напоминает матрешку. Это особого рода связка двух объектов, где внутрь исходного для методологии объекта — деятельности и мышления — вставлен другой объект — объект деятельности или интенциональный продукт мышления. Такая гетерархия объекта (поскольку в конкретной методологической прак-тике схема двойной включенности объекта в объект может мультиплици- роваться) представляет большую трудность в освоении методологического подхода с позиций традицион-ной науки и философии. 5. Одним из важнейших для методологии является принцип множественности пред-ставлений и знаний, относимых к одному объекту. Поэтому для методологии характерен учет различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту. Раз-ница знаний, присущих разным пози-циям, и сам факт их множественности рассматривается как объективный момент мыследеятельной ситуации. Методология учитывает гетероген-ность разных знаний (профессио-нальное, онтологическое или исто-рическое их происхождение) в работе по "схеме многих знаний". Частным случаем этой схемы может выступать принцип дополнительности Н. Бора в отношении корпускулярной и волновой природы одного и того же объекта. 6. Связывание и объединение разных знаний в методологии происходит прежде всего не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности. Помимо того, что методолог задается вопросом, как устроен объект в том или ином профессиональном представлении, он выясняет, в чем состояла "деятельная заинтересованность" про-фессионала (позиции или подхода), заставившая представлять объект именно так, а не иначе. Поэтому представление о сложной популя- тивной и кооперированной деятель-ности выступает в качестве средства связывания разных представлений об объекте этой деятельности. Отсюда в методологической работе всегда используется не одно онтологичес-кое представление, а по меньшей мере два: организационно-деятельно- стная онтология — изображающая структуру профессионально-коопе-рированной деятельности,собственно объектная онтология — природный, социальный или виртуальный объект деятельности межпрофессиональной кооперации. В СМД-м. су-ществуют свои центры образования и подготовки, свои журналы (наиболее авторитетный — "Вопросы мето-дологии") и альмайахи; все семинары, конференции и конгрессы приобретают ОДИ-образный (игровой) характер. Архаичность и маргинальность социальной формы существования СМД-м. в сочетании с самыми совре-менными методами системных исследований, рафинированными стилем мышления и языком делают этот подход и все движение уникальным явлением в постсоветской культуре.В. В. Мацкевич
Еще по теме СМД-МЕТОДОЛОГИЯ:
- СМД-МЕТОДОЛОГИЯ
- РЕФЛЕКСИЯ в СМД-МЕТОДОЛОГИИ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СМД-МЕТОДОЛОГИИ
- МЕТОДОЛОГИЯ
- МЕТОДОЛОГИЯ
- I. Раздел. Методология налогообложения
- Глава 1. Предмет и методология курса
- А.В.Бузгалин, А.И.Колганов. Пределы капита-ла: методология и онтология, 2009
- МЕТОДОЛОГИЯ
- ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский методолог и философ
- 1.1. Методология процедурно-ориентированного программирования
- 1.2. Методология объектно-ориентированного программирования
- 2. Методология и специфика экономической теории
- 1.3. Методология объектно-ориентированного анализа и проектирования
- Методология разрушения — трехступенчатый процесс
- 1.3. Основы методологии статистики коммерческой деятельности
- 5.4. Основы методологии регистрации и сводки цен
- ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ
- 2. Методология работы с открытыми источниками информации
- 4. Методология истории политических и правовых учений
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center