<<
>>

СМЕХ


— культурно-психологический феномен специфической оценочной реакции человека на действительность. Возникает в ходе эволюции от С. формального (примитивного, пра-С.) — С. как радости и энтузиазма здорового, растущего и наслаждающегося организма, С.
тела — к С. как способу выражения отношения к действительности, С. души, С. ума. В первом случае С. — дар природы. В нем нет оценки, нет отношения. Это дочеловеческий С. как выражение радости бытия, субъективное физиологическое ликование, веселость — "вершина совершенного здоровья" (Шопенгауэр). Во втором случае С. оценочен, рефлексивен, сугубо человечен, а также парадоксален. Парадокс состоит в том, что С. чаще всего — неадекватная эмоциональная реакция на действия или события: мы смеемся над тем, что само по себе смешным не является. Существо С. связано с раздвоением, расколом действительности надвое, созданием ее смеховой тени. С. открывает в одном другое: в высоком — низкое, в торжественном — будничное, в обна-деживающем — разочаровывающее и т. п. Здесь С. — не просто приятное, радостное чувство, а парадоксальная комическая рефлексия. Объектом смеховой рефлексии является, как правило, нечто негативное, достой-ное осуждения и отрицания, некое зло (реальная ли угроза, разного ли рода нелепости, несоответствия, де-формации привычного, нормы, игровые ли представления перечисленного в театральном, цирковом и другом подобного рода действии). Такая тра-диция понимания С. в философии заложена еще Аристотелем. Смехо- вая реакция на зло демонстрирует, что зло преодолимо и неопасно. С. уничтожает зло, страх, насилие, пи-етет. (Ср. дискуссию о природе С. и о трактовке ее Аристотелем между Вильгельмом Баскервильским и Хор-хе Бургосским у Эко в "Имени розы".) Вынесенная человеком оценка в форме С, не принуждает мир измениться. С. сам по себе ничего не раз-рушает, но противостоит всем в принципе мыслимым видам разрушения, созидая свободный от условностей мир смыслов. Среди других функций С. — защитная (в психотерапев-тическом смысле), снимающая пси- хологическую травму, напряжение, успокаивающая, облегчающая жизнь; медиаторная: С. — инструмент общения, ломающий границы между людьми, помогающий сблизиться. Диапазон С. очень широк: от мягкого юмора и доброй улыбки до едкого сарказма и злой иронии. С. неуправляем, свободен. У Бахтина смеховой мир противостоит тоталитарной серь-езности. С. — глоток свободы в тотали-тарном обществе. К теме С. обращались многие философы: Бергсон, Фрейд, Лоренц, Хейзинга, Г. К. Честертон и др.
Е. И. Янчук
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СМЕХ:

  1. КОМИЧЕСКОЕ
  2. Дразнящие, кокетливые знаки тела – что они значат?
  3. ЗАКОН ЮМОРА ДЖЕЙМСА АОУСЕРА
  4. Не убий... а вот если поранишь, будет смешно
  5. Психическая саморегуляция: просто о сложном
  6. ЭВРИСТИКА
  7. Что делать, если вас отвергают?
  8. Отклониться от тропы добродетели?
  9. Эмоциональная привлекательность
  10. Используй как можно больше кумиров... визуальные образы рулят
  11. Как определить, что вы достигли настоящего успеха без "настоящей" работы
  12. Преступление логики
  13. Дилетантство и факты
  14. Старый муж – новый брак
  15. ЯЗЫЧЕСТВО
  16. Брендинг и RК
  17. Наглядные пособия