<<
>>

СМЕРТЬ

— 1) В науке — естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. 2) В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий ра-ционального восприятия и осмысления.

Уже реконструкция захороне-ний неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о не- оконченности человеческого сущест-вования со С. Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души. В ан-тичной философии была предпринята одна из первых попыток на рацио-нальных основах примирить индиви-дуальное сознание с неизбежностью собственной С. Эта попытка воплотилась в двух концепциях, предлагав-ших пути избавления от страха перед С.: Сократа — Платона и атомистов- стоиков. "Теория" Сократа — Платона утверждала бессмертие одной из составных человека — души; С. мыс-лилась как отделение нетленной вечно живущей души от смертного тела. Страх перед С. преодолевается разумом на путях философии, так как "человек, который...
посвятил жизнь философии, перед С. полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага" (Сократ). Учение ато- мистов-стоиков снимает страх перед С. через признание ее естественным и закономерным фактом жизни, ко-торого не следует страшиться в силу невозможности его прочувствовать: согласно Эпикуру, душа со С. человека распадается на атомы и, следо-вательно, человеку уже все безразлич-но, он ничего не чувствует. Стоики наделяют ожидание С. этическими мотивами: надо бояться не С., а недо-бродетельной жизни: "кто научился смерти, тот разучился быть рабом" (Сенека). Христианская теология и философия полагали С. следствием грехопадения Адама и Евы. Христианство на основе веры в загробную жизнь и справедливое воздаяние за земные дела предоставляло человеку знание о С.
как переходе из земной жизни в жизнь вечную. С. трактовалась как мгновенный акт перерож-дения, к которому человек должен готовиться всю земную жизнь. С. и воскрешение Христа — победа над первобытным страхом биологичес-кой С. Реформация и Возрождение хотя и подвергли ревизии церковное учение о С., но не отняли у человека представлений о личном бессмертии. Философия Нового времени, а позднее и Просвещение выносят проблему С. за рамки теологии, что не сильно влияет на этические результаты их размышлений о С., хотя и меняется система аргументации. Проблема С. вытесняется на второй план гносеологией и социально-политиче-скими концепциями и присутствует как элемент в рассуждениях о бессмертии души (Декарт, Локк, Гоббс) или атеистических системах (Ламет- ри, Дидро). Тема С. в 18—19 вв. раз-вивается в различных философских концепциях: у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума; в панлогизме Гегеля, в границах которого феномен С. осмысливается в сфере чистой мысли: С. постигается не верой, а разумом; в религиозном экзистенциа-лизме Кьеркегора смысл С. должен быть понят не с помощью рассудка, а в состоянии "страха и трепета", от-крывающем всю глубину веры в Бога; в "религии Человека" (Конт, Фейербах) акцент ставится на родовом бессмертии человека (как и в марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее "вечного возвращения" (Шопенгауэр, Н. Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и по-вторяемость жизни и С. как пути этого повторения; для Фрейда С., как и Жизнь, выступает бессозна-тельным импульсом человеческих инстинктов. В 20 в. Хайдеггер представляет С. онтологической харак-теристикой человеческого бытия: жизнь есть "бытие-к-С.", человек по-стулируется в мире осознанием собственной смертности. С., будучи всегда "моей" С., выводит человека из анонимности жизни к "собственно-му" бытию, С. дополняет возможное бытие человека до полного бытия. "Подлинное бытие-к-С." порывает с повседневными попытками отвлечься от С. и является основой смысло- творчества человека.
В отличие от Хайдеггера, Камю и Сартр видят в С. не позитивный, утверждающий момент человеческого бытия, а разру-шающий смысл и индивидуальность. (Ср. с идеей А. Мальро, подхваченной Сартром: "смерть есть то, что превращает жизнь в судьбу".) Маркузе в отношении человека к С. видит проблему идеологической ангажиро-ванности отношения в конкретной культуре. Маркузе переводит рассмотрение С. из онтологии в социальную, культурологическую плоскость. Эту традицию развивает Ф. Ариес, вы-двигая теорию пяти этапов восприятия С. в западноевропейской культуре: от "прирученной" С. (архаика — 12 в.), когда человек считал С. естественной и был готов к встрече с ней, до "перевернутой" С. (20 в.), когда общество стыдится С., скрывает и банализирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро. Теорию Ариеса дополнял и уточнял М. Во- вель. Изменчивое отношение человека к С. легло в основу теории Бод- рийяра, представляющего историю общества как историю трех этапов "симуляции", т. е. вытеснения, маскировки С. в сфере социального в зависимости от изменений в законе стоимости. Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится С. и пытается, по Бодрийяру, закрыться от нее с помощью "симулякров", т. е. определенных видов искусст-венности, которые должны заслонить принцип "аннулирования", что для системы и есть С. Успехи меди-цины в 20 в. поставили перед фи-лософами проблему определения С. Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следо-вательно, С. — это С. сознания: "С. человеческого существа определяется с того момента, когда умирает со-знание" (Л. Шварценберг). Парадиг- мальный разрыв с классическими концепциями С. впервые был реали-зован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, открывшего "новый" витализм, оп-ределившего жизнь как "совокуп-ность функций, оказывающих сопро-тивление смерти" и переставшего трактовать С. как неделимое мгновение. Согласно Фуко, Биша "реляти- визировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное.
Он "испарил" ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что "по ту сторону" они завершаются самой смер-тью. Однако же из этого факта он об-разовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и ме-дицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопро-тивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнару-живается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм". Три "важнейших ново-введения" Биша в понимание С. сводимы к следующему: "постулирование смерти как сущности, равнообъем- ной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели "насильствен-ной смерти" вместо "естественной смерти" (Делёз). (См. также Бессмертие, Сансара, Метемпсихоза, Реин-карнация.)

Д. К.Безнюк.А. А. Грицанов

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СМЕРТЬ:

  1. СМЕРТЬ
  2. 3.7. Регистрация смерти
  3. СМЕРТЬ
  4. 6. ПРИЧИНЕНИЕ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ
  5. СТРАХ СМЕРТИ
  6. ЗАЯВЛЕНИЕ О СМЕРТИ
  7. ФЕНОМЕН СМЕРТИ.
  8. СМЕРТЬ БОГА
  9. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  10. СМЕРТЬ АВТОРА
  11. НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
  12. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  13. 2. Смерть и бессмертие: мифы и реальность