<<
>>

СМЕРТЬ АВТОРА

" — парадиг- мальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею са-модвижения текста как самодоста-точной процедуры смыслопорож- дения. В аксиологической системе постмодернизма А.

символизирует идею внешней принудительной кау-зальности, в ситуации которой ли-нейный тип детерминизма предполагает и линейное объяснение явления через указание на его единственную и исчерпывающую причину, в качестве которой для текста выступает А., ибо, по оценке Р. Барта, в системе отсчета традиционной западной рациональности "внешняя причина причиннее других причин" (см. Нео-детерминизм). В контексте культуры классического западного образца оформляется стиль мышления, предполагающий конституирование не только выраженного противосто-яния субъекта и внеположенного ему объекта (см. Бинаризм), но и ак-центированной парадигматической фигуры отнесения любого результа-тивного процесса к субъекту как агенту этого процесса, мыслимому в качестве А. На уровне мышления повседневности это проявляется в практикуемом обыденным языком формуле так называемого "примыс- ленного субъекта" в грамматичес-ких конструкциях, передающих ситуацию безличного процесса (в диапазоне от древнегреческого "Зевс дождит" — до современного английского "it is raining", — в отличие от семантически изоморфных, но струк-турно принципиально иных "дождит" в русском или "ріоае" в молдавском языках).
На уровне концептуальных культурных образований данная ус-тановка проявляется в особом типе структурирования философских моделей космогенеза, восточные и западные экземплификации которых оказываются в исследуемом контексте радикально альтернативными. Так, восточная натурфилософская традиция ориентирована на пара-дигматическую фигуру спонтанности космического процесса: от раннего даосизма до философской модели мироздания, основанной на концепции "цзы-жань" ("само-качества"), объясняющей сущность вещей всеоб-щим космическим резонированием одинаковых "жань" ("качеств"), — "чжи-жань", т.
е. качество созданное, привнесенное извне, мыслится как навязанное и остается на аксио-логической периферии. В отличие от этого, для европейских философских космогоний характерны такие модели становления и дальнейшего развития мироздания, которые пред-полагают фиксацию и выделение из-начального субъекта — инициатора и устроителя космического процесса, — последний трактуется в данном контексте в качестве целена-правленного процесса деятельности данного субъекта, а потому — подчиненного изначальной цели и разумной логике (см. Логоцентризм). — Данная презумпция пронизывает собою всю западную традицию классическо-го философствования (от техноморф- ных моделей античной натурфилосо-фии, где фигура "нуса" и "логоса" функционально занимают семанти-ческую позицию субъекта как носителя не только инициирующего импульса, но и логического сценария космогенеза, — до установок класси-ческого новоевропейского деизма), репрезентируя собою то, что, двигаясь в терминологическом ряду Деррида, можно было бы обозначить в качестве "трансцендентного А." (см. Трансцендентальное означаемое). В противоположность этому, постмодернизм отвергает классическую интерпретацию текста как произведенного А. "произведения" (см. Конструкция): "присвоить тексту Автора — это значит... застопорить текст, наделить его окончатель-ным значением, замкнуть письмо" (Р. Барт). Соответственно, если "про-изведение включено в процесс фили-ации", то текст не предполагает наличия внешней по отношению к нему (вневербальной) причины, ибо он есть не что иное, как преходящее состояние процессуальности письма, что и находит свое выражение в презумпции "С. А.": по выражению Р. Барта, "что касается Текста, то в нем нет

"Смерть Автора" 949 записи об Отцовстве". В рамках данного подхода на смену понятию "А." постмодернистская философия выдвигает понятие скриптора (см. Скрип- тор), снимающее претензии субъекта на статус производителя или хотя бы детерминанты текста. Важнейшим выводом из данной установки является идея о порождении смысла в акте чтения, понимаемого Деррида как "активная интерпретация", дающая "утверждение свободной игры мира без истины и начала".

В этом контексте Дж. X. Миллером форму-лируется положение о Читателе как источнике смысла: "каждый чита-тель овладевает произведением... и налагает на него определенную схему смысла". Фигура читателя кон-ституируется как фигура "не потребителя, а производителя текста" (Р. Барт). Однако постмодернизм не завязывает процедуру смыслопо- рождения на фигуру Читателя в ка-честве ее субъекта, внешнего причиняющего начала (ибо в этом случае фигура Читателя была бы эквивалентна фигуре А.). — Тема "основополагающего субъекта", которому вменялось в обязанность "вдыхать жизнь в пустые формы языка", од-нозначно относится Фуко к философии традиционного плана. Постмодернизм же, по П. де Ману, утверждает "абсолютную независимость интерпретации от текста и текста от интерпре-тации" (см. Экспериментация). По оценке Деррида, реально имеет место не интерпретационная деятельность субъекта, но "моменты само-толкования мысли". В трактовке Т. Д'ана, Л. Перрон-Муазес и др., А., Читатель и Текст растворяются в едином вербально-дискурсивном пространстве. В аспекте генерации смысла как чтение, так и письмо — это "не правда человека, а правда языка": "уже не "я", а сам язык дей-ствует, "перформирует" (Р. Барт). По оценке Р. Барта, современная лингвистика показала, что "высказывание... превосходно совершается само собой, так что нет нужды на-полнять его личностным содержанием говорящих". Текст, по П. де Ману, "не продуцируется деятельностью сознания субъекта — автора или читателя", но является имманентной процессуальностью языка. Смысл трактуется в качестве не привнесен-ного субъектом, но автохтонного: он самопричинен, по Делёзу, "в связи с имманентностью квази-причины". Смыслопорождающее значение признавалось за самодвижением языка уже в сюрреализме (техника автома-тического письма). Феномен аутот- рансформации текста зафиксирован Э. Ионеско: "текст преобразился перед моими глазами. Это произошло... против моей воли. ...Предложения... сами по себе пришли в движение: они испортились, извратились". Самодви-жения языка отмечено И. Бродским: поэт "есть средство существования языка. ...Язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку". Аналогичные идеи высказаны в рамках неклассической филосо-фии: по Гадамеру, "сознание индивида не есть мерка, по которой может быть измерено бытие языка"; Сартр формулирует тезис о том, что язык есть "саморазвивающееся безличное начало, действующее через и помимо человека, ...героем становится язык"; Р. Барт ссылается на идею Малларме о том, что "говорит не автор, а язык как таковой". Способность производить "эффект смысла" Фуко признает за "структурами языка", обладающими, по Кристевой, "безличной продуктивностью", порождающей семантические вариации означивания. Смыслогенез предстает, по Дж. В. Харрари, как самоорганизация текстовой "само-порождающейся продуктивности... в перманентной метаморфозе". (См. так-же Анти-психологизм, Конструкция, Означивание, Скриптор, "Смерть субъекта".)

М. А. Можейко

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СМЕРТЬ АВТОРА:

  1. СМЕРТЬ
  2. 3.7. Регистрация смерти
  3. СМЕРТЬ
  4. СМЕРТЬ
  5. 6. ПРИЧИНЕНИЕ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ
  6. СТРАХ СМЕРТИ
  7. СМЕРТЬ БОГА
  8. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  9. ЗАЯВЛЕНИЕ О СМЕРТИ
  10. ФЕНОМЕН СМЕРТИ.
  11. СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  12. НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
  13. 2. Смерть и бессмертие: мифы и реальность
  14. 15.1. Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  15. 3. ПОСЛЕ СМЕРТИ БОГА