<<
>>

СМЕЩЕНИЕ (сдвиг

— в психоанализе Фрейда, процесс, механизм и способ функционирования психики, обеспечивающие перемещение ин-формационных и энергетических ак-центов с главного на второстепенное, незначительное или индифферентное.

По Фрейду, С. проявляется и вы-ражается в различных образованиях бессознательного (в психоневрологической симптоматике, установках, ин-теллектуальных и эмоциональных актах, различных видах деятельности, сновидениях и т. д.) и сознательного (такое перемещение интереса с одного объекта или вида деятельности на другой, когда новый объект или дея-тельность замещают предшествующие). Наиболее подробно С. исследовалось Фрейдом на материале сновидений, где оно рассматривалось как главное средство искажения сновидений и второй результат работы сновидений (См. Сгущение). По Фрейду, как процесс и результат модификации и перегруппировки сновидений С. проявляется: 1) в за-мещении скрытого элемента не соб-ственной составной частью, а чем-то отдаленным (намеком) и 2) в перемещении психического акцента с какого-то важного элемента на другой (неважный или индифферентный), в силу чего в сновидении возникает другой центр и происходит подмена смысла сновидения.

В.

И. Овчаренко

СМИТ (Smith) Адам (1723—1790) — шотландский экономист и философ, классик экономической науки. Создал своеобразную этическую систему, оказал значительное воздействие на развитие гуманитарного знания. Учился в университетах Глазго (1737— 1740), где получил степень магистра (1740), и Оксфорда (1740—1746). Профессор логики (1751) и нравственной философии (1752 —1763) университета в Глазго. В 1759 опубли-ковал 'Теорию нравственных чувств...", принесшую ему известность как философу. В этике, следуя Шефтсбери, Хатчесону и Юму, рассматривал нравственное чувство как основу морали. Способность к выработке нрав-ственных понятий объяснял присущим человеку чувством симпатии.

Согласно С., представляя себя силой воображения в такой же ситуации, в которой оказываются другие люди, человек способен ощутить то же, что и они, благодаря чему становится воз-можной нравственная оценка чувств и поступков других людей.

Собственное поведение получает оценку также на основе принципа симпатии — в зависимости от того, одобряем мы или нет свои чувства и поступки, представив себя в качестве стороннего наблюдателя собственных побуж-дений и действий. Таким образом, создается основа для выработки и закрепления в общественной жизни нравственных норм, получающих затем религиозную санкцию. Ряд принципиальных идей общесоцио-логического характера был развит С. в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776). Фунда-ментальной характеристикой поведения индивидов считал их стремление улучшить собственное положение, что возможно, согласно С., лишь путем оказания услуг другим людям. Причем характер экономических законов таков, что субъект, руководимый своекорыстными побуждениями, "...невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это". Отсюда, по С., следует необходимость максимально возможного ограниче-ния государственного вмешательства в экономику. Сформулированный С. принцип "невидимой руки" до сих пор остается в различных модификациях одним из ключевых аргументов, используемых для обоснования док-трины либерализма (Хайек). Значительное воздействие на последующее развитие социологии оказал анализ С. разделения труда и классовой структуры общества. С. выделил три класса: 1) земельных собственников; 2) на-емных рабочих; 3) капиталистов. Считал, что первые два класса заин-тересованы в общественном прогрессе — увеличении богатства, так как с ростом последнего растут рента и заработная плата. Однако в силу ряда причин землевладельцы и наемные рабочие не могут осознать этого обстоятельства. Предприниматели, напротив, лучше всех способны осознать свои интересы и отстаивать их, несмотря на то, что они зачастую противоречат интересам общества, так как норма прибыли наиболее вы-сока, по С., "...в тех странах, которые быстрее всего идут к разорению и гибели".
Поэтому к предложениям предпринимателей С. призывал "отно-ситься с величайшей осторожностью".

А. А. Баканов

СМОТРИЦКИЙ Мелетий (светское имя Максим Герасимович,1575— 1633) — религиозный деятель Беларуси и Украины, ревностный защитник православия. В конце жизни перешел в униатство. Родился в местечке Смотрич. Образование получил под руководством отца (известного антикатолического полемиста) и Кирилла Лукариса (будущего Константи-нопольского патриарха). Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии. Преподавал в православных братских школах Вильно, Минска, Киева, был домашним учителем в семье князя Константина Астрожского, с сыном которого был в Силезии, Словакии, Германии. Слушал лекции в универ-ситетах Лейпцига, Нюрнберга, Ви- тенберга. Получил степень доктора медицины. Автор ряда полемических сочинений. В 1608 написал "Ответ на язвительный трактат", направ-ленный против сочинений И. Потея, в 1610 — "Фринос, или Плач восточной церкви", всесторонне критикующий католический костел (от его догматов до морального облика его священников) и вызвавший репрессии против православных братств (С. спас от тюремного заключения псевдоним). В 1617 принял монашество, стал настоятелем Свято-Духова монастыря. Создатель одной из лучших славянских "Грамматик...", со-хранявшей свое значение на про-тяжении полутора веков. В начале 1620-х наступает новый этап деятельности и творчества С. Он пы-тается восстановить православную епархию в Полоцке, издает работы: "Оправдание невинности"(1621), "Защита оправдания" (1621), "Обоснование невинности" (1622) и др. В 1623 обвинен в соучастии в убийстве Архиепископа Полоцкого — униата И. Кунцевича, уехал из Вильно в Киев, оттуда в Палестину, Египет и Грецию. Вернулся в 1626. В 1627 принял унию, последние годы провел в монастыре. В 1628—1629 издал сочинения: "Апология...", "Парене- зис...", "Экзетезис..." (направлен против Мужиловского). С. не создал само-стоятельной и цельной философской системы. Основное внимание уделял религиозным, социально-политичес-ким и морально-этическим вопросам. Образцом нравственного совер-шенства для него был монашеский аскетизм. Главные благодетели — покорность долготерпения и блаженство надежды, преодоление греховности жизни. Однако поступок по необходимости, по С., не подлежит обсуж-дению. В философских построениях ориентировался на канонизированный аристотелизм. Признавал возмож-ность участия разума в делах веры, ставил под сомнение ряд христианских догматов (троичность Бога, некоторые таинства, Божий суд). В послед-ние годы жизни увлекся философией Фомы Аквинского.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СМЕЩЕНИЕ (сдвиг:

  1. ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРОПОРЦИИ И СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ
  2. Сдвиг в прошлое
  3. Сдвиг в будущее
  4. ЭКСТАЗ (греч. ekstasis - нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя
  5. СТАГФЛЯЦИЯ:СДВИГ КРИВОЙ ФИЛЛИПСА
  6. Глава 9. Сдвиги в мировом хозяйстве и международные экономические отношения
  7. 2.5. СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИЙ «СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА» И «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ». МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В ЭКОНОМИКЕ
  8. ЭФФЕКТ/ФЕНОМЕН ГРУППОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
  9. 2.3. Изменения в рыночном равновесии
  10. 2.3. Изменения в рыночном равновесии
  11. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК
  12. 2.1. Предложение и спрос