<<
>>

СНОВИДЕНИЯ


— регулярно возникающий нормальный психичес-кий процесс в период сна (главным образом "быстрого", "парадоксального" сна), сопровождающийся зрительными образами и субъективно переживаемыми представлениями.
Основной функцией С. является ста-билизация психики и организма. Как особое явление душевной жизни человека С. привлекали к себе вни-мание на протяжении всей истории человечества и получали различные толкования в фольклоре, мифоло-гии, религии, философии, науке и пр. Содействовали возникновению мно-гочисленных суеверий. Получили множество квазирациональных объяснений. В 20 в. стали предметом на-учных исследований и теоретических спекуляций в различных учениях психологического, физиологического, философского и религиозного толка. Особенно подробно изучаются в психоанализе и неофрейдизме. По Фрейду, С. являют собой форму сво-еобразного осуществления желаний и охраняют сон. Каждое С. имеет смысл и символику (почти исключительно сексуального характера), которая поддается соответствующей психоаналитической дешифровке и помогает познать бессознательные процессы психики человека. По Фромму, С. представляют собой умственную деятельность в состоянии сна. Согласно современным данным, отсутствие С. или их функциональная неполноценность влекут за собой воз-никновение неврозов, других психических расстройств и психосоматических заболеваний.
И. И. Овчаренко
СНЯДЕЦКИЙ (Sniadecki) Анджей (1768—1838) — польский просвети-тель, ученый, публицист, популяри-затор философии и науки в Беларуси и Литве. Учился в университетах Кракова, Павии, Эдинбурга. Около 40 лет работал в Виленском универ-ситете. Младший брат Я. Снядецко- го (см. Снядецкий Я.). В биологии разработал ряд положений, предваряющих идеи и открытия молекуляр-ной биологии (возможность различ-ной конфигурации молекул белка и разной их роли в жизнедеятельности живых существ). Главный его труд по биологии — "Теория органических существ" (2 тома, 1804—1811). В философии, как и его брат, опирался на концепцию естественнонаучного материализма, раскрывая обусловленность психических процессов материальными образованиями и внешним воздействием среды. С этих же позиций подходил и к социальной философии. С. — сторонник теории естественного права, до- говорной теории государства. Дал один из образцов морализаторской критики современного ему общества. Особо интересовался социальными "болезнями". Средством их преодо-ления, прежде всего, считал образо-вание.
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
СНЯДЕЦКИЙ (Sniadecki) Ян (1756— 1830) — польский просветитель, мате-матик, астроном, брат А. Снядецкого. Учился в университетах Кракова, Гет- тингена, Лейдена, Утрехта, Парижа. Работал в Кракове и Вильно. Один из организаторов астрономической школы в Вильно, ректор Виленского университета (1806—1815). Написал ряд сочинений по философии с позиций естественнонаучного материализма и критики кантианства. В Польше, в Беларуси и Литве оказал влияние на просвещение и организацию науки. С. в работе "О фило-софии" (1819) критикует Канта и его последователей с позиций сенсуализма. Его критика нередко не улавливает собственно метафизических проблем, однако ее естественнонаучный пафос был для многих убедителен. Ряд работ написал по литературе и эстетике (эрудированная защита классицизма). Подвергся критике со стороны своих же студентов-роман- тиков. Его авторитет и эрудиция оказали влияние на его современников — философов, например, на Дов- гирда. Ему принадлежат работы: "Рассуждения о начале математиче-ских наук", "О Копернике" (1802), "О метафизике" (1814), "Философия человеческого мышления" (1821), "О литературе", "О произведениях классицизма и романтизма" и др.
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко 3)
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СНОВИДЕНИЯ:

  1. СНОВИДЕНИЯ
  2. ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ
  3. СГУЩЕНИЕ
  4. СГУЩЕНИЕ
  5. АССОЦИАЦИЯ
  6. АМПЛИФИКАЦИЯ (прояснение
  7. ПРЕД СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  8. СОН
  9. СМЕЩЕНИЕ (сдвиг
  10. РЕГРЕССИЯ (лат. regressio - движение назад
  11. Сны, галлюцинации, иллюзии
  12. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
  13. РЕГРЕССИЯ
  14. АРХЕТИП