<<
>>

СОБЛАЗН

— понятие постмодер-нистской философии, фиксирующее установку на снятие традиционной для классической европейской раци-ональности линейной семантико-ак- сиологической оппозиции мужского и женского (в контексте общекультурной установки постмодерна на отказ от бинаризма).

Постмодернизм осмысливает себя как фундированный отказом от классического типа организации культурного простран-ства, в основу которой "положен единый мужской субъект представления" (К. Оуэн). Понятие "С.", вы-ступая универсально принятым в рамках постмодернистской терминологической традиции, наиболее де-тально проработано Бодрийяром: он моделирует "вселенную, в которой женское начало не противопоставляется мужскому, но соблазняет его. Находясь в стихии соблазна, женственность не выступает маркированным или немаркированным термином оппозиции". В системе отсчета Бодрийяра С. (seducsion) принципиально отличается от желания как связанного с производством (produc- 956 Соборность

sion), несущими в системе отсчета Бодрийяра смысл линейности.

Интен-сивность С. — в отличие от Интенсивности желания — не укоренена в феноменах производства, овладе-ния, власти, но "происходит от чистой формы игры": не центр=власть, но ускользание как децентрация — возможность для С. "истребить" про-изводство, т. е. окончательность и (в силу этой претензии на окончательность) иллюзорность. Собственно, симуляцию в бодрийяровском смысле этого слова и можно интер-претировать как претензию виртуально-преходящей структуры на константность. В данном контексте созвучные идеи обнаруживаются у Деррида, склонного рассматривать линейные (властные) процессы причинения, овладения и т. п. в свете характерного для классической западной традиции "онто-тео-телео-фал- ло-фоно-лого-центризма" (см. ...цен- тизм). С. как таковой снимает саму идею оппозиционности, моделируя принципиально семиотичную и прин-ципиально оборачиваемую игровую среду: "имманентная игра соблазна: все и вся отторгнуть, отклонить от истины и вернуть в игру, чистую игру видимостей и моментально переиграть и опрокинуть все системы смысла и власти, заставить види-мость вращаться вокруг себя самих, разыграть тело как видимость, лишив его глубинного измерения желания".
Процесс соблазнений рассматривается Бодрийяром как основанный не на власти, а на отказе от линейной властности: Бодрийяр отмечает принципиально несиловой характер соблазнения, маркирует силой С. именно женскую слабость, отмечает абсолютную неофициальность (невластность) власти женщины (ср. понятие "женского стиля руководства" в со-циологии — независимо от реального субъекта его осуществления — и с презумпцией креативности диссипации, т. е. энергетических потерь в современной синергетике) и т. п. В этом отношении Бодрийяр подвергает критике феминизм как не способный снять оппозицию мужского и женского, но лишь по-иному расставляющий внутри нее акценты доминирования: феминистки "не понимают, что соблазн означает господство над символической вселенной, тогда как власть означает всего лишь господство над вселенной реальной". По мысли Бодрийяра, сущность женственности как раз и заключается в переводе отсчета в систему символического и — парадоксальным образом — тем самым в открытии возможности подлинного — вне симуляции — прикосновения к реальности: женственность "есть одновременно радикальная конста-тация симуляции и единственная возможность перейти по ту сторону симуляции — в сферу соблазна". Со-блазнение — вне оппозиции, ибо представляет собой не что иное, как процессуальное размывание ее границ, "в соблазнении нет ничего активного или пассивного, нет субъекта или объекта, нет внешнего или внутреннего: оно играет сразу на двух сторонах доски, притом, что не существует никакой разделяющей их границы" (Бодрийяр). Введенная постмодернистской философией фигура С. как направленная против традиционного "фалло-центризма" западноевропейской культуры влечет за собой достаточно радикальные интерпретационные трансформации культурного пространства в целом, включая и переосмысление теоло-гии, и переакцентуацию в трактовке антропоприродных отношений, кон-ституированных в наличной культуре в качестве господства человека над природой, ибо "вся западная... традиция иерархической последовательности сущего... начинается с нематериального духа (семантически связанного в западной традиции с мужским началом. — М. М. — см. Идеализм)... и нисходит к недуховной материи" (Р. Руйтер).

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОБЛАЗН:

  1. Открытое сознание — кратчайший путь к успеху
  2. Устойчивые браки
  3. Часть 8
  4. ПОРНОГРАФИЯ
  5. Готовность к самоизменению
  6. ОЦЕНИТЕ КОНКУРЕНТОВ
  7. Привило третье: ОТВЕТЬТЕ НА БРИФ
  8. ЭФФЕКТИВНОЕ СОВЕЩАНИЕ
  9. Целъ бизнеса
  10. ВЫЕЗДНОЙ ТРЕНИНГ/СЕМИНАР
  11. Предисловие
  12. 50. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин
  13. Пять барьеров на пути к сотрудничеству
  14. ПОЗВОЛЬТЕ ДРУГОЙ СТОРОНЕ СДЕЛАТЬ СТАВКУ НА РЕЗУЛЬТАТ, ПРЕДОСТАВИВ ВЕРНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ
  17. Борьба за крепкие нервы
  18. ЭПИКТЕТ
  19. Предисловие к изданию 1852 года