<<
>>

СОБОРНОСТЬ

— понятие русской философии, выработанное Хомяко-вым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духо- носная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной люб-ви.

Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были. Человек находит в Церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, но в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или точнее находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой не-чистоте каждого отдельно личного существования".
С. — это свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Идея С. стала основной идеей всего славянофильства, хотя и по-разному интерпретировалась. Так, у К. С. Аксакова понятие С. социологизируется по-средством фактического ее отождествления с общиной, где "личность свободна как в хоре". Хотя изначально в понятие "С." включался социальный смысл, однако данная ин-терпретация была шагом назад по сравнению с Хомяковым, который С. понимал скорее не как данность, а как заданность. У В. С. Соловьева, отка-завшегося от термина "С.", данная идея трансформировалась в учение о всеединстве. Термин "С." возродил С.
Н. Трубецкой в своем учении о "соборной природе сознания". Уг-лубляя идеи славянофилов с учетом концепции всеединства В. Соловьева, Трубецкой интерпретирует С. как совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. Социально-философскую интер-претацию понятия "С." дал Франк, рассматривая ее в качестве внутреннего, органического единства, которое "лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей". К первичным и основным формам С. относятся, со-гласно Франку, брачно-семейное единство, религиозная жизнь, общность судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эти три формы С. в реальности неразрывны и не могут существовать отдельно друг от друга. К признакам С., по Франку, относятся следующие: 1) это органически неразрывное единства "я" и "ты", вырастающее из первичного единство "мы", причем "мы" не внешне "я", а имманентно присутст-вует в каждом из них; 2) соборное единство образует жизненное содержание самой личности; 3) "соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индиви- дуально, как сама личность", "само есть живая личность"; 4) и как наиболее существенный признак — сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека. Строгое церковно-бого- словское значение термину "С." воз-вращают С. Булгаков и Флоренский, рассматривая С. (или "кафоличность") как душу православия, означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причем Флоренский, следуя Хомякову, подчеркивает в содержа-тельном плане не столько действи-тельность, сколько возможность ка- фоличности как задачи, идеала для членов церкви.

Г. Я. Миненков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОБОРНОСТЬ:

  1. СОБОРНОСТЬ
  2. СОБОРНОСТЬ, или кафолич- ность (от греч. katholikos — всеобщий
  3. 32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г
  4. 2. Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
  5. 33. Формы землевладения по соборному уложению 1649 г
  6. 34. Публичное и уголовное право по соборному уложению 1649 г
  7. 31. Причины и этапы закрепощения крестьян
  8. СЛАВЯНОФИЛЫ
  9. 35. История кодификации в России
  10. КАТОЛИЦИЗМ
  11. ПАТРИСТИКА (аг лаг. pater — отец
  12. ХАОС — беспорядок
  13. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ)
  14. 2. Характерные черты русской философии