<<

СОДЕРЖАНИЕ

От автора Раздел первый Философия эпохи Возрождения

8

1. Основные черты культуры Ренессанса и гуманизма . 1. Итальянские гуманисты XIV —XV веков. Антисхоластический характер их мировоззрения и деятельности 15

Гуманистический антропоцентризм и его философская суть — 21. Лоренцо Валла и гуманистический эпикуреизм — 28. Пантеистический синкретизм флорентийских платоников — 33. Кульминация гуманистического антропоцентризма у Пико делла Мирандола — 38.

Пантеистическая трансформация средневекового философствования в ренессансное в творчестве Николая Кузанского ...

41

О гносеологических функциях понятия бога в истории философии — 45. Пантеистическая онтология Кузанца — 47. Бог, природа и искусство — 49. Космология Кузанца — 51. Бог как целостность бесконечного и динамичного мира — 53. Человеческий микрокосм — наиболее со-вершенное подобие природы и бога — 55. Познавательные способности человека и их соотношение — 56. Вера и разум. Диалектические идеи — 59. Судьба философского наследия Кузанца — 63.

Философские и социально-философские идеи выдающихся гуманистов XVI века 65

Гуманистический аристотелизм Помпонации — 66. Детерминизм и астрология у Помпонации — 70^Социально-фило- софская и политическая доктрина Макиавелли — 71. Произведения Макиавелли и его политические стремления — 71. Концепция человека в системе общественных отношений и его деятельности — 74. Концепция фортуны — 77. Проблема главы государства и отделение политики от морали — 78. Историческое значения учений Дакиявятшп ^Т80. Христианский гуманизм и npnrn°T4Tf и "ті"' Р^ттпрдітпгг го и их антисхоластическая суть — 82. Моральная интенция «философии Христа» — 83. Сатирический антисхоласти- цизм Эразма — 85. Мотивы скептицизма и натурализма — 88. Гуманистическое просветительство Эразма и его трактовка свободы — 89. Гуманистический идеал справедливого, бесклассового общества в «Утопии» Томаса Мора — 92. Социальный критицизм и антииндивидуализм Мора — 93. Физический и умственный труд в «Утопии» — 96. Моральность и религия в «Утопии» — 98к/Скептический критицизм Монтеня — 100. Положительные задачи знания и натурализм — 102. Этико-соцпальные воззрения Монтеня — 105. Историческое значение «Опытов» — 107.

Религиозные движения XVI — XVII вв. и их взаимоотношения с философской мыслью 108

Религиозный иррационализм и фатализм Лютера и Кальвина — 109. Католическая Контрреформация и схоластическая философия — 114. Неконфессиональное христианство. Социальный пантеизм и религиозный коммунизм Томаса Мюнцера — 120. Антитринитарное движение и возникновение деизма — 124.

Естественно-научная мысль в философии эпохи Возрождения 131

Леонардо да Винчи и его деятельность — 133. Методологические идеи Леонардо — 135. Проблема природы и искусства — 137. Эстетика Леонардо — 138. Астрономическое открытие Николая Коперника и его мировоззренческое значение — 139. Дальнейшее развитие Коперниканской астрономии Кеплером — 145.

Органистическая и пантеистическая натурфилософия Ренессан

са 148

Натуралистичность принципа тождества микро- и макро-косма у Парацельса — 150. Сенсуализм и гилозоизм натур-философии Телезио — 152. Неоплатоническая натурфилософия Патрицци — 156. Материалистическая натурфилософия Джордано Бруно — 158. Пантеистический и органический материализм — 160. Идеи новой космологии — 164. Гносеологические и этические воззрения Ноланца — 168.

Историческое значение учения Бруно— 171. Жизнь и борьба Кампанеллы — 172. Органистическая натурфилософия и метафизика — 173. Социальная философия и идеал справедливого общества — 176. Основные черты государства Солнца — 180.

Некоторые вопросы философии эпохи Возрождения в исследовательской литературе 183

Раздел второй Европейская философия XVII века

Творчество Бэкона — переход от ренессансного философство-вания к философской проблематике нового времени . . . 201

Жизнь и произведения — 202. Исходная социальная и философская позиция — 203. Практические задачи философии ы науки — 205. «Великое восстановление наук» — - 208. Классификация наук и предмет философии — 209. Учение об идолах (призраках) и об очищении от них человеческого интеллекта —'215. Догматизм и скептицизм — 218. Критика Бэконом силлогизма и его эмпристи- ческий метод —?219. Теория индукции — 221. Учение о формах как предмете метафизики —»224. Особенности бэконов- ского материализма — 225. Историческая роль философии Бэкона и ее судьбы — 227. / —

Научная деятельность Галилея и ее философское содержание 228

Жизнь Галилея — 228. Научные открытия, их философская суть и антисхоластическая направленность — 229. Проблема познания и методологические идеи Галилея — 233. Механическая картина мира — 237. Философское значение науки Галилея — 238. v

Рационалистическая методология, идеалистическая и дуалистическая метафизика, материалистическая физика Декарта 239

Научное и философское развитие Декарта — 239. Предмет философии и картезианская концепция науки — 243. Рационалистический метод — 247. Методическое сомнение — 251. Идеализм и проблема бога — 253. Физика. Механицизм против органицизма — 255. Космогоническая гипотеза и элементы диалектики — 258. Организм животный и человеческий. Психофизическая проблема — 261. Дуалистическая метафизика — 264. Врожденные идеи и проблема заблуждения — 266. Картезианство в XVII в. — 269. Окказионализм Мальбранша — 270. Материалистическая линия в картезианстве — 273. Картезианство в последующей истории философии — 274.

Номиналистическо-эмпиристическая гносеология, материалистическая онтология, индивидуалистическая теория общества и государства Гоббса 277

Основные вехи жизни и произведения — 277. Предмет фи-лософии — 279. Гносеология Гоббса, его концепция знания и языка — 280. Материализм в учении о природе и человеке — 287. Понятие бога и его противоречия — 290. Механистическая антропология — 292. Человек как субъект морали и проблема его свободы — 293. Учение об обществе и государстве — 295. Проблема культуры и отношение к религии — 301. Учение Гоббса в истории философии — 303.

Антисхоластический сенсуализм, атомистический материализм и христианский эвдемонизм в этике Гассенди 305

Жизнь и произведения — 305. Антисхоластическая и сен-суалистическая гносеология — 307. Атомистическая физика — 310. Этические идеи Гассенди и его отношение к религии — 314. Судьбы гассендизма — 316.

Методология науки и религиозно-мистическая философия человека у Паскаля 317

Жизнь и произведения — 317. Паскаль как методолог науч-ного знания — 319. Бессилие разума перед лицом бесконечности — 321. Ничтожество и величие человека — 324. Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования — 326. Наследие Паскаля в последующей истории философии — 328.

Рационалистическая гносеология, пантеистическая метафизика, механистический материализм и нерелигиозная этика Спинозы 329 Жизнь и произведения — 329.

Философское развитие Спинозы и общий характер его доктрины — 331. Проблема знания — 332. Чувственное познание — его первый род — 333. Абстрактное знание — вторая разновидность опытного — 334. Борьба против скептицизма и проблема достоверного знания — 336. Проблема интуиции и особенности рационализма Спинозы — 337. Натурализм спинозовского пантеизма. Бог-субстанция-природа — 340. Субстанция и единичные вещи. Ее модусы и атрибуты — 342. Протяженно-телесный атрибут субстанции и особенности материализма Спинозы — 346. Антителеологизм и механисти-ческий детерминизм — 347. Проблема чуда, закономерности и фатализма — 348. Натуралистическая антропология, проблема воли и учение об аффектах — 350. Свобода человека — основа подлинной морали — 354. Этико-социальная доктрина — 355. Отношение к религии и проблема атеизма Спинозы — 358. Исторические судьбы спинозизма — 361.

8. Философское значение естественно-научных открытий Ньютона и его методология 363

Жизнь, отданная науке — 363. Проблема науки и философии в «Началах» Ньютона и его методологические идеи — 365. Отношение Ньютона к философии и религии — 369. Историческое значение ньютонианства — 371.

9. Энциклопедическая наука, рационалистическая гносеология,

идеалистическая и плюралистическая метафизика Лейбница 372

Жизнь и научная деятельность — 372. Философское развитие Лейбница и его понимание предмета философии — 374. Отношения метафизики и конкретно-научного знания — 376. Принципы рационалистической методологии — 377. Метафизика как учение о боге и субстанции — 380. Проблема жизни. Механицизм и телеология — 385. Дух самопознающий и познающий — 387. Деистическое учение о предустановленной гармонии — 390. Диалектические идеи Лейбница и особенности его детерминизма — 392. Проблема свободы и теодицея — 398. Судьбы философского наследия Лейбница — 401.

Эмпиристическая гносеология.Локка. соотношение в ней материалистических и идеалистических тенденций. Его социальная философия 402

Жизнь и произведения — 402. Предмет философии — 404. Опытное происхождение всякого знания и критика врожденности идей, понятий и норм — 406. Проблема оны- та — 409. Идеи как непосредственный материал знания — 412. Первичные и вторичные качества — 413. Разновидности идей и проблема субъекта — 415. Сложные идеи, идея субстанции — 416. Проблема общего и его выражение в языке — 417. Виды знания и эмпиристическая попытка объяснения достоверного знания — 420. Особенности мате-риализма Локка и проблема бога — 422. Социально-философские и общественно-политические идеи Локка — 424. Идеи Локка в последующей философской мысли — 426.

Критика Бейлем богословского и метафизического догматизма 427

Жизнь и труды Бейля — 428. Отношения религии и нравственности. Возможность общества атеистов — 429. Скептицизм против метафизики — 432. 434

Библиография.

<< |
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме СОДЕРЖАНИЕ:

  1. СТАТЬЯ 962 УПК РФ: СРОКИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. СОДЕРЖАНИ
  4. Содержание
  5. СОДЕРЖАНИЕ
  6. Содержание
  7. СОДЕРЖАНИЕ
  8. Содержание
  9. Содержание
  10. СОДЕРЖАНИЕ
  11. Содержание
  12. СОДЕРЖАНИЕ
  13. СОДЕРЖАНИЕ
  14. Содержание
  15. РЕФРЕЙМИНГ СОДЕРЖАНИЯ
  16. СОДЕРЖАНИЕ
  17. СОДЕРЖАНИЕ
  18. СОДЕРЖАНИЕ
  19. СОДЕРЖАНИЕ