<<

СОДЕРЖАНИЕ


3

От автора Развитие монотеистической религиозности и победа христи- 4

анства 22

Раздел первый. Религиозно-философская мысль поздней антнчности. Патристика Александрийская школа.

Филон (22). Гностицизм как наиболее влиятельная разновидность религиозно-философской мысли (25). Манихейство (31). Философия неоплатоников и христианство (32). Возникновение христианской философии. Апологеты (37). Тертуллиан и эллинская философия (38). Александрийская богословская школа и сближение христианского вероучения с идеалистической философией. Климент (40). Ориген и первая попытка синтеза христианского вероучения с неоплатонизмом (43). Установление христианской доктрины и капподокийские «отцы церкви» (46). Августин — крупнейший фило-соф периода патристики (51). Бог и мир. Божественное предопределение и иррациональность действительности (55). Вечность и время (59). Добро и зло — теодицея Августина (60). Человек и душа. Познание и воля (62). Соотношение веры и разума (65).
Пути преодоления скептицизма и априоризм. Учение о сверхъестественном озарении (67). Наука и мудрость (71). Человеческая воля и божественная благодать. Моральная доктрина (72). Общество и история (76). «Ареопагитики» (84). Мистико-богослоаские спекуляции (85). Креационизм и пантеизм. Философия иерархии (89). Позднеантичная образованность и философия, Боэций (92).

Раздел второй. Возникновение и развитие схоластической философии в Западной Европе (VI—XII вв.) 97

Социально-политическая и идеологическая роль римско-католической церкви в раннее средневековье (98). Оформление римско-католической церкви (102). Образованность и знание в VI—X вв. (105). Иоанн Скот Эриугена (110). Проблема веры и разума у Эриугены. Его трактовка диалектики (112). Пантеистическня онтология Эриугены (113).

Человек и познание (118). Укрепление феодализма в странах Западной Европы (XI—XII вв.) (122). Общество, государственность и церковь (123). Народно-еретические движения и их идеология (126). Культура, образование, элементы научных знаний (131). Диалектики и антидиалектнки (134). Ансельм Кентерберийский и оформление схоластики (137). Схоластический реализм Ансельма (139). Концепция бога и доказательство его бытия (141). Теологическая схолистика после Ансельма (145). Рос- целин и начало борьбы реализма и номинализма (146). Абеляр и его борьба с ортодоксальными схоластиками и церковниками (150). Абеляр как представитель диалектики. Его решение проблемы веры и разума (157). Проблема универсалий и особенности номинализма Абеляра (162). Этическая доктрина Абеляра (166). Рационализм и натурализм Шартрской школы (169). Гносеологические идеи шартрианцев. Зарож-дение концепции «двух истин». Иоанн Солсберийский (177). Мистическое направление XII в. Бернар Клервосский (182). Умеренный мис* тицизм Сен-Викторской школы (187).

Раздел третий. Средневековая философия в ближневосточных

странах и в мусульманской Испании 191

Культура и религия в арабо-мусульманских странах (191). Основные направлення в исламе (197). Возникновение теологии мусульманства. Мутазилиты (200). Философии и наука в странах Ближнего Востока в раннее средневековье (203). Вольнодумство в странах мусульманского средневековья (209). Аль-Кинди и начало арабоязычной философской традиции (212). Аль-Фараби и усиление аристотелизирующего рационализма (217). Классификация наук (220). Метафизика. Бог и мир (222). Разум и познание (225). Этико-социальная доктрина (227). Мутакалли- мы — философы мусульманского креационизма и фатализма (229). Рационализм. натурализм и синкретизм «чистых братьев» (232). Расцвет философской и научной мысли в творчестве Ибн-Сины. Его жизнь и произведения (239). Общий характер мировоззрения Авиценны. Его энциклопедия (243). Познаваемость мира. Материя и форма. Проблема универсалий (247).

Метафизика Ибн-Сины. Проблема бога и мира. Натурализм и детерминизм (249). Вопросы психологии и этики (254). Аль-Газалн и мистико-теологические итоги философского развития на арабоязычном Востоке (256). Культура и философия з мусульманской Испании (262). Творчество Ибн-Рушда как вершина арабоязычного Перипатетизма (266). Разновидности знания. Религия, теология и философия (270). Вечность мира и его отношение к богу Органицизм натуралистической онтологии Ибн-Рушда (276). Смертность индивидуальной души и бессмертие разума (283). Истолкование человека и общества (284). Еврейская философия средневековья (287). Пантеизм Ибн- Гебироля (290). Аристотелизирующий рационализм Маймонида (293).

Раздел четвертый. Расцвет и закат схоластической философии

в Западной Европе (XIII—XIV вв.) 299

Общество, церковь и образованность в странах Западной Европы XIII в. (299). Некоторые новые явления сектантско-еретической идеологии (304). Освоение схоластической ученостью античного и арабоязычного знания (307). Пантеизм и материализм Давида Динанского (310). Латинский аверроизм. Сигер Брабантский (311). Августинизм XIII в. Мистицизм Бонавентуры (316). Оксфордская школа и естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике XIII в. (321). Роджер Бэкон и его позиция по отношению к знанию и наукам (325), Проблема опыта. Соотношение теологии и философии (330). Социальные выводы (334). Католический аристотелизм. Альберт Больштедт (336).

Фома Аквинский — центральная фигура схоластической философии в Западной Европе (338). Теология выше философии (342). «Естественная теология» (349). Метафизика Аквината. Сущность и существование. Форма и материя. Проблема универсалий (354). Аристотелизирующий креационизм Аквината и его картина мира (359). Антропология Аквината как проблема души и тела (363). Познание человеческое и познание божественное (366). Этико-социальная доктрина (372). Судьбы филосо-фии Аквината (377). Схоластическая логика. Раймунд Луллий (379). Общество, церковь, народно-еретические движения в странах Западной Европы XIV в. (383). Мистический пантеизм Мейстера Экхарта (388). Этико-социальные идеи Экхарта и его историческое значение (391). Схоластика на распутье. Иоанн Дуне Скот (394). Метафизика Дунса Скота (398). Воля человека и воля бога (402). Аверроистское направление позднесхоластической философии и его отражение в политической мысли (404). Номиналистический критицизм в схоластике. Уильям Оккам и его решение проблемы философии и теологии (407). Номиналистическое истолкование предмета, философии. Номинализм Оккама как терминизм (410). Парижский оккамизм. Социально-историческая роль номинализма XIV в. (415).

Средневековая философия — история и современность . . . 424

Цитируемая и использованная литература (443). 1 Это слово, употреблявшееся и Августином, на русском языке может быть передано словами «ум», «сознание».

<< |
Источник: Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов.. 1979

Еще по теме СОДЕРЖАНИЕ:

  1. СТАТЬЯ 962 УПК РФ: СРОКИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. СОДЕРЖАНИ
  4. Содержание
  5. СОДЕРЖАНИЕ
  6. Содержание
  7. СОДЕРЖАНИЕ
  8. Содержание
  9. Содержание
  10. СОДЕРЖАНИЕ
  11. Содержание