СОФИОЛОГИЯ
— учение о Софии Премудрости Божией русских рели-гиозных философов 19—20 вв. Восходит к библейской книге Притчей Соломоновых (8. 1—36; 9. 1 — 12), вбирает многие элементы гностициз-ма, каббалы, европейской мистики, в особенности немецкой.
В С. тесно переплетаются начала теологии и философии в силу обращения к су-щественной для нее проблеме взаи-моотношения Бога и мира, проис-хождения несовершенного мира из совершенного Бога. В догматическом плане С. представляет собой весьма спорную концепцию, особенно относительно тринитарного догмата, что вызывало достаточно напряжен-ные дискуссии в православных тео-логических кругах, особенно в 1930-е. Идеи С. развивали в русской филосо-фии В. Соловьев, Булгаков, Флорен-ский, Карсавин и др. Проблема Софии становится центральной в миросозер-цании Соловьева, связывая все его, как философское, так и поэтическое, творчество и выражая в конечном счете наиболее существенные эле-менты философии всеединства ("Со-фия", "Чтения о Богочеловечестве", поэма "Три свидания" и др.). С трудом уходя от гностических мифоло-гем, Соловьев постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последую-щем самые различные интерпретации. Чаще всего у Соловьева отмечается посредствующий характер Софии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом Абсолюте София — второй полюс, непосредственная возмож-ность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочело- веческий организм все человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и на-правленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В "Смысле любви" Соловьева София предстает в аспекте Вечной женст-венности, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий. Вечная женствен-ность, согласно Соловьеву, совершен-ная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как "живое духовное существо" для человечества. Концепция Вечной женственности оказала значительное влияние на творчество русских поэтов-символистов. Крити-чески перерабатывая учение Соловьева, Б. Н. Трубецкой ("Миросозерцание Вл. С. Соловьева", "Смысл жизни") относит Софию только к области транс-цендентного, отвергая ее раздвоение на тварную и нетварную и связывая прежде всего с вопросом о свободе воли человека. София — не посред-ница между Богом и миром, а твор-ческий замысел Божий о мире, который есть и его цель, живая творческая сила, по отношению к которой каждый волен самоопределиться. Отка-зываясь быть сотрудником Софии, человек отсекает себя от полноты бытия. Для Флоренского ("Столп и утверждение Истины") София — не метафизическая сущность, логически определяемая, но религиозная реальность, постигаемая интуитив-но. В самом широком понимании София — это тварное бытие с точки зре-ния божественного замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной иерархии восхожде-ния к Богочеловеку. В наиболее сис-тематической форме С. представлена у Булгакова ("Философия хозяйства", "Свет невечерний", трилогия "О Бо-гочеловечестве"). Булгаков рассмат-ривает Софию как соединяюще-разъе- диняющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя. В отношении к миру — вечная основа мира, горний мир умопости-гаемых вечных идей. В поздних трудах Булгаков постулирует существо-вание тварной Софии, воспроизводя во многом гностические идеи, за что в свое время он критиковал Соловье-ва. Философско-историческую ин-терпретацию С., где личность Софии как всеединая тварно-человеческая личность мыслится в качестве потенции становления твари, а история человечества выступает тем самым в качестве индивидуации высшей все- единой души, дает Карсавин ("Фи-лософия истории"). Неразвернутая модель интерпретации С. в духе име- славия и символизма представлена Лосевым. (См. София.)Г. Я. Миненков
Еще по теме СОФИОЛОГИЯ:
- СОФИОЛОГИЯ
- 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия(В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие).
- БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944
- 2. Характерные черты русской философии
- ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ (или гипотезы
- СОЛИПСИЗМ
- БУДДИЗМ
- ЦЕНТРИЗМ
- ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
- БЕЛЫЙ Андрей (Борис Николаевич Бугаев
- ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center