<<
>>

СОФИСТИКА

— 1) учение предста-вителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э. школы софистов — философов-просветите-

Софнстнка 977

лей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию.

Термин "С." происходит от греческого слова "софист" (sophistes — мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочи-нений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что со-фисты не стремились создать опреде-ленную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правиль-ным приемам доказательства и оп-ровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание со-средоточили на разработке логичес-ких уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи со-бытий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последова-тельность, можно говорить о "старших" и "младших" софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) иссле-довали проблемы политики,этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, пере-несенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора "Человек есть мера всех вещей" транс-формировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую ис-тину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, "самостью"; сущностного истолкова-ния бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отноше-нию к "истине".
Согласно представ-лениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соот-ветственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предполож. 483—375 до н. э.) в со-чинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше, объявив, что "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Он дока-зывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие су-ществующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познавае-мым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносе-ологической концепции "старших" софистов абсолютизируются субъек-тивный характер и относительность знания. У "младших" софистов (Фра- зимах, Критий, Алкидам, Ликоф- рон, Полемон, Гипподам) С. вырож-дается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. 2) (греч. sophisma — измышление, хитрость) — преднамеренное приме-нение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблужде-ние. Различают следующие виды софизмов: а) софизм "учетверение термина" — силлогическое умоза-ключение, в котором нарушено правило простого категорического силло-гизма: в каждом силлогизме должно быть только три термина. Умышлен-но ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего"; б) софизм не-дозволенного процесса — силлогис-тическое умозаключение, в котором нарушено правило простого катего-рического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья; некоторые яйцекла-дущие имеют крылья; в) софизм со-бирательного среднего термина — силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распреде-лен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты — люди; все дипломаты умеют играть на скрипке.

С. В. Воробьева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОФИСТИКА:

  1. СОФИСТИКА
  2. СОФИСТИКА
  3. Оглавление
  4. СОФИСТЫ
  5. ДИАЛЕКТИКА
  6. СОКРАТ
  7. Электронное оглавление
  8. ПериодизацияДосократики
  9. ЭРИСТИКА
  10. ДИАЛЕКТИКА
  11. Тема 6. НАТУРФИЛОСОФИЯ И СОФИСТЫ
  12. СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение
  13. СОДЕРЖАНИЕ
  14. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  15. ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona - личность