<<
>>

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич

(р. 1918) — русский писатель, мыслитель, публицист, обществен-ный деятель. Окончил физико-мате-матический факультет университета в Ростове-на-Дону. Заочно учился в московском Институте философии и литературы.

Участник Великой Отечественной войны (1943—1945). Награжден орденами и медалями. Заключенный ГУЛАГа (1945—1953), позже — ссыльный. Реабилитирован в 1957. Член Союза писателей СССР (1962 —1969, исключен). Нобелев-ская премия по литературе (1970). Лауреат премии фонда Темплтона "За прогресс в развитии религии". Основатель Русского Общественного Фонда, помогающего политзаключенным и их семьям, "действуя строго в рамках существующих законов". Выслан из СССР (в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" в 1974). До 1976 — в Цюрихе. С1976 — в США (штат Вермонт). Вернулся в Россию (1994). Основные сочинения: "Один день Ивана Денисовича" (1962), "В круге первом" (создавался через 7 редакций 1955—1968), "Ра-ковый корпус" (1968), "Открытое письмо секретариату Союза писателей России" (1969), "Письмо вождям Советского Союза" (1973), "Архипе-лаг ГУЛАГ" (создавался и перераба-тывался в 1964—1980), "Бодался теленок с дубом" (1975), многотомная эпопея "Красное Колесо" ("Ленин в Цюрихе" — 1975, "Март Семнадца-того" — 1986—1988 и др.), "Чем грозит Америке плохое понимание России" (1980), "Наши плюралис-ты" (1982), "Как нам обустроить Россию" (1990) и др.
Размышляя о многомерных и разноплановых про-блемах Родины и всего мира, С. сумел не только опередить свое время, но и задал высочайший образец граж-данского мужества интеллектуала, не страшащегося идти наперекор не только власть предержащим комму-нистического Востока, а (иногда) и либерального Запада, но и более кон-формистски ориентированным со-братьям по перу. Еще в 1973 С. под-черкивал, что "весь "бесконечный прогресс" оказался безумным напря-женным нерассчитанным рывком человечества в тупик.
Жадная циви-лизация "вечного прогресса" захлеб-нулась и находится при конце. И не "конвергенция" ждет нас с запад-ным миром, но — полное обновление и перестройка и Запада, и Востока, потому что оба в тупике". В качестве предзадающих процедур начала процесса обновления Отчизны С. (в 1969) понимал следующие: "Гласность — честная и полная гласность — вот первое условие здоровья всякого общества, и нашего тоже. И кто не хочет нашей стране гласности — тот равнодушен к отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет отечеству гласности — тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там". С. принципиально отвергает универ-сальные процессы космополитизации международного сообщества, не допуская и мысли об отказе от собст-венных национальных корней и идеалов патриотизма: "...Исчезновение

Солженицын 971 наций обеднило бы нас не меньше, чем если бы все люди уподобились, в один характер, в одно лицо. На-ции — это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла". И: "...почему человечество так отчетливо квантуется нациями не в меньшей степени, чем личностя-ми? И в этом граненье на нации — не одно ль из лучших богатств челове-чества? И — надо ли это стирать? И — можно ли это стереть?" (1973). С. всегда являл собой убежденного приверженца русской идеи, полагая осуществимость ее исключительно в рамках оформления собственно российской государственности. По мнению С. (1973), "...за русскими не предполагается возможности любить свой народ, не ненавидя других. Нам, русским, запрещено заикаться не только о национальном возрожде-нии, но даже — о "национальном са-мосознании", даже оно объявляется опасной гидрой... сегодня русский порыв к национальному самосозна-нию — есть оборонительный вопль тонущего народа". С. открыто провоз-гласил проблему переосмысления ге-ополитических ценностей России, сформулировав требование отказа от целей мировой экспансии "самого передового общественного строя" и его ценностей.

По сути С. сумел пре-одолеть максиму когда-то романти-ческой идеи "мировой революции", очень быстро трансформировавшейся в ленинско-сталинскую идеоло-гию насильственной "советизации" и "экспроприации" внешнего мира. "...Не должны мы руководствоваться соображениями политического ги-гантизма, не должны замышлять о судьбах других полушарий, от этого надо отказаться навек... Руково-дить нашей страной должны сообра-жения внутреннего, нравственного, здорового развития народа, освобож-дения женщины от каторги заработ-ков, особенно от лома и лопаты, исправления школы, детского вос-питания, спасения почвы, вод, всей русской природы... и никакого Космоса, и никаких всемирно-историче-ских завоеваний и придуманных ин-тернациональных задач..." (1973). С. в начале 1970-х неоднократно, от-крыто и страстно предупреждал пра-вящие круги Запада об опасности и жизнеспособности тоталитарной идеологии, во многом обусловив ре-шительный поворот мировоззрения западной общественности к идеалам и охранительным механизмам "нового консерватизма: "Опыт мы прошли, равного которому на Западе не прошел никто. И мы теперь смотрим с сожалением на Запад. Это странное чувство: мы смотрим как будто бы на наше прошлое. А по отношению к Западу можно сказать так: мы смотрим на вас из вашего будущего...". И: "...Я всегда говорил: мы освободим- ся — сами, это наша задача, как бы она ни была трудна, а к Западу только одна просьба и один совет: пожалуй-ста, не заталкивайте нас под дикта-туру... И совет: в вашем безгранич-ном отступлении — поберегите сами себя, не отступайте в ту последнюю яму, из которой вам уже нельзя бу-дет выбраться...". Посвятив, в част-ности, "Архипелаг ГУЛАГ" критике идеологии коммунизма, С. оценивал ее содержание ("насильственно на-вязанное равенство всех по нижнему пределу") через изучение реальных последствий коммунистических экс-периментов (в частности, коллекти-визации, осуществленная тоталитаризмом в СССР, по С., с "одержимым" рвением). Определенное место в этой работе С.
было уделено также проблеме (впоследствии неоднократно искусственно вновь и вновь актуали-зируемой извне) реального удельного веса евреев в античеловеческих социальных экспериментах совет-ского руководства после Октябрь-ского переворота. С. писал в связи с этим (речь шла о приведенных во втором томе "Архипелага ГУЛАГ" фотографий создателей каторжной организации строительства Бело-морканала и всех основных структур ГУЛАГа Г. Ягоды, Н. Френкеля, Я. Раппопорта, М. Бермана, Л. Когана, С. Жука, С. Фирина): "Я просто привел всех, кто руководил в те годы всем ГУЛАГом и Беломорканалом. Не моя вина, что они оказались евреи. Здесь нет никакой искусст-венной подборки моей, так показала история... Не тогда надо стыдиться преступлений, когда о них пишут, а — когда их делают, и дело историка привести то, как оно было... Дело каждого человека рассказывать о своей вине, и дело каждой нации рассказывать о своем участии в грехах. И потому, если здесь было по-вышенное участие евреев, то, я думаю, что сами евреи напишут об этом, и правильно сделают". Пытаясь спрогнозировать суть и реальный облик грядущего сценария осво-бождения России от тоталитаризма, С. пророчески подчеркивал: "Нельзя всю философию, всю деятельность сводить: дайте нам права! то есть от-пустите защемленную руку! Ну, отпустят, или вырвем — а дальше? Вот тут... и сказывается незнакомство с новой русской историей... по сути, обходят все уроки нашей истории как небывшие — и по общей теории либерализма просто хотят повторе-ния Февраля. А — это гибель". Очевидно, что далеко не все нравст- венно-идеологические максимы и предостережения С. нашли отклик в правящих кругах (да и у части населения) новой России на рубеже 20— 21 вв. Сложившаяся ситуация во многом искусственного дистанцирования писателя как от планирова-ния репертуаров внутренней и внешней политики РФ, так и далеко не полной востребованности его идей среди общественности — наглядно иллюстрирует сложность и неодно-значность трансформационных процессов в государствах постсоветского пространства.

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич:

  1. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918
  2. ФИЛОН ИЗ АЛЕКСАНДРИИ
  3. Александр Владимирович Толкушкин. Таможенное дело, 2010
  4. Александр Сергеевич Меденцов. Шпаргалка по предпринимательскому праву, 2007
  5. Александр Борисович Смушкин. Уголовные преступления и наказания, 2001
  6. МЕЙЕР Александр Алексндрович (1875-1939
  7. Александр Николаевич Кайль. Долевое строительство: как не дать себя обмануть, 2003
  8. ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ:АЛЕКСАНДР I – ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МОНЕТАРИСТ
  9. Александр Георгиевич Филиппов, Владимир Васильевич Агафонов, А.В. Васильевич, Ф.А. Георгиевич. Криминалистика: конспект лекций, 2009
  10. Условные сокращения
  11. Долгин А.Б.. Экономика символического обмена, 2006
  12. Плотников Александр Иванович. Теоретические основы квалификации преступлений, 2001
  13. Патриоты России: кто они ?
  14. ОБ АВТОРАХ
  15. Этап 7. Ориентация в клиенте
  16. ЭФФЕКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ
  17. 16. Общая характеристика Псковской Судной Грамоты, ее система, источники
  18. Марк Теренцнй Варрон
  19. Рассмотрение кредитной заявки