<<
>>

СОМНЕНИЕ


— душевное состояние, характеризующееся пристальным вниманием к тому, что ранее казалось очевидным и незыблемым, обнаружением его необоснованности, несостоятельности. Погрузившись в сомнение, человек «теряет почву под нога-ми», ощущает неуверенность, перед ним встает задача выбора предпочтений из нескольких альтернатив.
Тотальное и постоянное сомнение равносильно безверию, унынию, нигилизму. Однако
Сорокин
сомнение как особая фаза играет важную роль в процессе познания и мышления, что отмечено в древнем изречении: «Подвергай все сомнению». Сократ отводил сомнению значительное место в учении о методе, связав его с иронией. Декарт разработал учение о методическом со-мнении, согласно которому правильный путь достижения истины состоит в последовательном разложении сложных тезисов на все более простые. Сомнение способствует разрушению «мнимого всезнания и фиктивной уверенности» (Э. Со-ловьев), оно есть выражение «поле-мического разума» (Г.Башляр), т.е. критичности мышления. Для достижения позитивных результатов на фазе сомнения не следует застревать, поскольку сомнение является для творческого мышления лишь начальным этапом, за которым должны последовать конструктивные предложения, творческие идеи, оп-ределенность и твердость выбора. Н.Бердяев характеризовал беспре-рывные сомнения и колебания как «гамлетизм», имея в виду нерешительность шекспировского героя в том случае, когда выбор должен быть сделан быстро и определенно.
Софисты
СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) — философ, социолог. Уже в юношеском возрасте участвовал в революционном движении. В 1909 г. обучался в Пе-тербургском психоневрологическом институте, где испытал сильное влияние крупнейших русских социологов. В 1910 г. поступил в Петер-бургский университет, где прошел специализацию по кафедре уголовного права. Еще будучи студентом вел активную научную работу по социологии. В 1915 г. читает курс по философии, праву, психологии, эстетике в Петербургском университете. В 1917 г. там же получил звание приват-доцента. В дни Февральской рево-люции — один из активных членов партии эсеров, сотрудник Временного правительства, депутат Учредительного собрания. Вскоре отходит от политической деятельности и сосредоточивается на научной работе. Возглавляет социологическое отделение первого в России факультета об- ществознания в Петроградском университете, в 1920 г. — профессор кафедры социологии. В том же году опубликовал двух-томную «Систему социологии», принесшую ему заслуженную славу выдающегося социолога России. В 1922 г. выслан из России. Читал лекции в Пражском университете. С 1923 г. жил в США; в 1930 г. принял американское гражданство. С 1930 г. — профессор Гарвардского универ-ситета и руководитель факультета социологии. Считался «социологом № 1» в США. Разработал теорию исторического процесса как циклических флуктуаций основных типов культуры, оригинальную систему социологии культу- ры, явился одним из родоначальников современной теории социальной стратификации и мобильности. В «Системе социологии» Сорокин выдвигает принципы, от которых не отойдет на всем протяжении своей научной деятельности. Согласно Сорокину теоретическая социоло-гия включает в себя три раздела: 1) социальную аналитику (ее объекты — человеческие индивиды, их действия и взаимодействия); 2) социальную механику (ее объект — социальные процессы различных уровней); 3) социальную генетику (ее объект — факторы и законы эволюции общественной жизни). Синтез социальных ракурсов развивается в работе «Социальная мобильность». С точки зрения Сорокина, социальная подвижность и мобиль-ность — непременный атрибут общественной жизни. В полной мере универсалистские построения Сорокина реализованы в его четырехтомном труде «Социальная и куль-турная динамика», где особое внимание уделено духовно-ценностным основаниям жизни социума. Социальным идеалом Сорокина была конвергенция капитализма и комму-низма, некая новая идеациональная цивилизация, основанная на ценно-стях Истины, Добра и Красоты, равно чуждая и социально-тоталитар-ному утопизму, и рыночно-потреби- тельскому разрушительному идео- логизму. Будучи типично русским мыслителем, ориентированным на соборный синтез, Сорокин выдвинул программу спасения человечества на основе творческого альтруизма и создал в 1947—1948 гг. в Гарварде «Центр по изучению творческого альтруизма».
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СОМНЕНИЕ:

  1. Отвечаем на возражения и сомнения, возникающие на ранних стадиях
  2. Стратегия "минус-плюс"
  3. Принцип познаваемости
  4. Честь работать с Nightingale — Conant
  5. ЭФФЕКТ ВЛИЯНИЯ МЕНЬШИНСТВА
  6. 55. Общие вопросы этики нотариуса
  7. 55. Общие вопросы этики нотариуса
  8. § 3. Презумпция невиновности
  9. ГЛАВА 7.11 ЗАВЕРШЕНИЕ БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ
  10. 35. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПОКАЗАНИЯ ЭКСПЕРТА, СПЕЦИАЛИСТА И ИХ ОЦЕНКА
  11. ВИЗУАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
  12. ПРЕСУППОЗИЦИИ
  13. 53. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕНАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ
  14. 33.4. СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТОКОРРЕНТА
  15. Если вы колеблетесь — вернитесь к началу
  16. Свобода и ответственность