<<
>>

СОПРОТИВЛЕНИЕ

— в психоана-лизе Фрейда феномен, силы и процессы, препятствующие осознанию информации посредством противо-действия переходу воспоминаний, представлений и симптомов из бес-сознательного в сознание.

Проявля-ется преимущественно в формах нео-сознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного (вытесненных в бессознательное сексуальных и агрессивных влечений и импульсов и пр.) и неосозна-ваемого противодействия пациента психоаналитику (психотерапевту, врачу) и выздоровлению. Наличие С. считается признаком психического конфликта. Фрейд выделял пять ос-новных разновидностей С., исходящих от трех инстанций: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". В систематизирован-ном виде эти разновидности пред-ставлялись как три сопротивления "Я" (Эго): 1)С. вытеснения; 2) С. трансферу ("трансферное сопротивление" — в формах переноса на психотерапевта эротических или агрессивных им-пульсов); 3) С., исходящее из выгоды от болезни (в том числе вторич-ной), а также — 4) С. "Оно" или С. бессознательного и 5) С.
"Сверх-Я", обусловленное бессознательным чув-ством вины и потребностью в наказании. В психотерапевтической (пси-хоаналитической) практике в роли объективных признаков наличия С. принимают: а) уклонение мыслей пациентов от обсуждаемой темы и б) необъяснимость ассоциативных мыслей пациента. Понятием С. Фрейд обозначал также противодействие психоанализу и установку на оттор- жение открытых им бессознательных сексуальных и агрессивных влечений, желаний и т. д. Открытие С. сыграло значительную роль в создании психоанализа. Сам Фрейд счи-тал, что психоаналитическая теория, собственно, построена на признании С., которое оказывает пациент при попытке сделать сознательным его бессознательное. В современном пси-хоанализе основные разновидности С. расширены, модифицированы и описаны более подробно.
Существенный вклад в развитие представлений о С. внесли К. Абрахам, Г. Гартман, Е. Гловер, Р. Гринсон, Э. Дейч, Райх, О. Феникель, А. Фрейд и др. В действующей ныне систематике С. Дж. Сандлера, К. Дэра и А. Хол- дерав общем выделяются 10 основ-ных разновидностей С. — пять из которых дополняют установленные Фрейдом. К ним относят: 1) С., воз-никающее в результате неадекват-ных действий психоаналитика (в том числе ошибочно выбранных приемов лечения); 2) С., связанное с усложне-ниями отношений пациента со значи-мыми для него людьми (возникающее вследствие изменения его психики и поведения в результате лечения); 3) С., связанное с угрозой изменения самооценки пациента (в ходе и итоге психоанализа); 4) С. необходимости отказа от привычных способов адап-тации (в том числе невротических симптомов) и 5) С., связанное с опре-деленным типом и фиксированными чертами характера (которые сохра-няются пациентом даже после исчез-новения конфликтов, породивших эти черты). Оригинальный подход к пониманию С. и группировке его форм предложила Э. Дейч. Согласно ее версии (1939), все формы С. могут быть представлены в виде триады: 1) интеллектуальные ("интеллектуа- лизирующие") С.; 2) С. — трансферы (С. — переносы); 3) С., возникающие вследствие потребности пациента защитить себя (главным образом, от воспоминаний о событиях, пере-житых им в детстве). В современном психоанализе проблема С. считается одной из важнейших и активно раз-рабатывается многими теоретиками и практиками.

В. И. Овчаренко

СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) — русский и аме-риканский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя С. считал представителем эмпирического нео-позитивизма или критического реа-лизма. В детстве С. рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 по-ступил, а в 1904 — с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую цер- ковно-учительскую школу. В 1906 — арестован за революционную деятель-ность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михай-ловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).

По ос-вобождении решил продолжить об-разование. В 1909 С. поступает в сто-личный Психоневрологический ин-ститут, где была открыта кафедра социологии Е. В. Де-Роберти и Кова-левским. Через год С. переводится на юридический факультет универ-ситета, где проходит обучение под началом Петражицкого. Главным достижением этого периода творче-ства С. становится его монографическая работа "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 С. получил звание приват-доцента Петербургского университета. Былчактивен в облас-ти популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма, идеи которого пронизывают почти все его работы. Февральская револю-ция застала С. "посреди дел". Отложив работу, он опять занялся поли-тикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного пра-вительства, редактировал эсеровские газеты. За это время им была написана целая серия социально-поли-тических памфлетов. В 1918 опять арестован, но уже новым, больше-вистским правительством. В 1920 С. избирается руководителем кафедры социологии при факультете общест- вознания Петроградского универси-тета. Предлагает конструирование новой дисциплины — "родиноведе- ния" ¦— призванной синтезировать знания разных естественных и гума-нитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и со-циологии, публикует работу в двух томах "Система социологии" (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции и С. вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала С. жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни. Творчество С. принято делить на два периода: русский и американский. Его основные работы: русского периода — "Пре-ступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Система социологии" (1920); американского — "Социология рево-люции" (1925), "Социальная мо-бильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928), "Систематическая антология сельской социологии" (1930—1932), "Со-циальная и культурная динамика" (1937—1941), "Общество, культура и личность" (1947) и мн. др.
Изна-чально в своем творчестве С. исхо-дил из позитивистско-бихевиорист- ских оснований. Он считал, что если любое взаимодействие обладает пси-хическим характером, то оно суть социальное явление. Но по мнению С., социолог имеет дело только с внешней стороной социального явления, т. е. с символической, и по-этому в попытке генерализации он неизбежно приходит к утверждению трех основных форм актов: "дозво-ленно-должные", "рекомендуемые" ("сверхнормальная роскошь"), "за-

Сорокин 975

прещенные". Каждая форма сущест-вует в связке с соотносимой с ней санкцией. Вся социальная жизнь — нескончаемая цепь акций-реакций, а их взаимодействие — суть истори-ческого процесса. В своей книге "Си-стема социологии" С. предлагает пять принципов построения социоло-гии: 1) социология может и должна быть построена по принципу естест-венных наук; 2) социология должна отказаться от какого-либо нормати-визма; 3) она должна изучать только те явления, которые доступны на-блюдению, измерению, проверке; 4) социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования; 5) социология является изначально плюралистической дисциплиной. Коль скоро социология изучает взаимодействия (ду-ховное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этого взаимодействия. Теорети-ческая социология, по С., изучает взаимодействие с точки зрения су-щего и включает в себя три раздела: социальная аналитика (структура социального взаимодействия); социальная механика (социальное пове-дение и природа, механизмы соци-альной циркуляции); социальная генетика (основные тенденции развития общества). Практическая со-циология изучает взаимодействие с т. зр. должного и должна давать ре-цепты для улучшения социальной реальности. Элементами взаимодей-ствия являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Ин-дивидам, которые взаимодействуют в социальной реальности, присуще наличие потребности и способность реагировать на стимулы. Акты — выражение внутренних переживаний одних индивидов и стимул, раздра-житель для реакций других индивидов.

Проводники — это то, через что передаются раздражения актов от одного индивида к другому, т. е. по сути это социальная среда, в которой действуют индивиды (культура). Про-водники, по С., бывают: физические и символические. Взаимодействие может выступать как антагонис-тическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. Клас-сическим трудом в области социаль-ной мобильности и стратификации явилась работа С. "Социальная мо-бильность". Термин "социальная мо-бильность" был впервые введен С. и определяется как естественное и нормальное состояние общества; под-разумевает не только социальные пе-ремещения индивидов и групп, но и социальных объектов(ценности), т. е. всего того, что создано и моди-фицировано в процессе человеческой деятельности. Мобильность бывает горизонтальная и вертикальная. В рамках вертикальной мобильнос-ти различают нисходящую и восхо- дящую, т. е. социальный подъем и социальный спуск. Все люди в обществе взаимодействуют под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных, биосознательных, социосознательных регуляторов. Об-щество продуцирует нормы, ценности, значения, циркулирующие между социосознательными "эго" — конст-руирующими общество индивидами. Общество понимается только через эту систему ценностей, норм, значений, присущую только ему. Система эта — культурное единовременное качество. С помощью эмпирических исследований культурных качеств (значений, норм, ценностей) можно выделить близкие, культурные похожие образцы — виды деятельности, мысли, творчество и т. п., но сами эти образцы могут закрепиться в схемах взаимодействий лишь потому, что они являются продуктами логико-значимых культурных систем. Они (культурные системы) формиру-ются под воздействием "двойственной" природы человека — существа мыслящего и существа чувствующего. Если основной акцент делается на чувственной стороне человечес-кой природы, то детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если же на воображении и разуме — нечувственный.
При условии баланса чувственных и рацио-нальных стимулов формируются иде-алистические культуры. С помощью выработанных в античности ценно-стных классов: когнитивной дея-тельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социаль-ной адаптации и морали (Добро), конституирующей все остальные ценности в единое целое Пользы, можно объяснить любую социально значимую человеческую активность. Культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добива-ется успеха, балансируя и гармони-зируя энергию людей, отданную на службу этим четырем классам ценностей. Дескриптивный анализ дол-жен быть подчинен исходному примату культурных ценностей, даже в таких аспектах социального бытия, где отсутствует прямое восхождение к культурно-ценностным системам. В силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса, что в пределах заданных констант физических условий (климат, геогра-фическое положение и т. п.), важ-нейшим фактором социокультурных изменений становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы. Здесь философия истории и социология становятся тож-дественными, так как изучают проблемы генезиса, эволюции, кризиса систем, выясняют, когда и почему происходят те или иные социокуль-турные изменения. Словом, цент-ральным понятием в теории С. можно считать "ценность". Современное ему состояние культуры С. считал кризисным. Нынешняя "чувствен-ная" культура обречена на закат, поскольку именно она виновна в де-градации человека, превращении цен-ностей в простые релятивные кон-венции.

Н. В.Александрович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОПРОТИВЛЕНИЕ:

  1. ПОДДЕРЖКА И СОПРОТИВЛЕНИЕ
  2. СОПРОТИВЛЕНИЕ
  3. 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ АНАЛИЗЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
  4. 73. УРОВНИ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОТИВЛЕНИЯ
  5. ГЛАВА III ТЕХНИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ И АНАЛИЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ
  6. Глава 2 Когнитивное сопротивление
  7. 2. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И АНАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ
  8. 87. СОПРОТИВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКУ ИЛИ ПРИНУЖДЕНИЕ ЕГО К НАРУШЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ. НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЧАЛЬНИКА
  9. Команда 1 (команда, выбравшая путь наименьшего сопротивления
  10. 2. ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ И ХАРАКТЕРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ