<<
>>

СОСЛОВИЕ


— понятие для обозна-чения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной стратификации обществ доиндустриального типа, атрибутом которых правомерно полагать иерархию определенной со-вокупности С., базирующуюся на неравенстве их экономического и политического положения, качест-венно различающихся привилегиях, а также их не одинаковом правовом статусе в государстве. (В отличие от кастовой — с предельно жестким принципом наследственной трансля-ции принадлежности — сословная может быть приобретена на тех или иных условиях, дарована либо изъя-та верховной властью и т. д.) Тем не менее С. не являются общественными корпорациями, членство в которых обусловливается в основном итогами личных усилий входящих в них индивидов. Разрушение С. тра-диционно связывается со становле-нием социально-экономических струк-тур индустриальной цивилизации, а также формированием граждан-ского общества. В настоящее время понятием "С." нередко обозначают группы людей, объединяемых меж-ду собой сходными обычаями и нравами, а также ориентированными на определенное общественное при-знание (аристократия, артисты, ученые, книгоиздатели, журналисты, офицеры, юристы, врачи и т. д.). Сословная самоидентификация — ощущение собственной принадлежности к конкретному С., предполагающее готовность соблюдать соответствующие поведенческие долженствования ("честь е.").
А. А. Грицанов
СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857—1913) — швейцарский линг-вист, выдвинувший базисные положения в области теории языка, ока-завшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 в. В работах С. ("Курс общей лингвистики", 1916) были творчески осмыслены некоторые теоретические установки фран-цузской социологической школы (Дюркгейм и др.) и классической по-литической экономии. Философский фон ряда кардинальных лингвисти-ческих нововведений С. (дихотомии язык/речь, концепции знака как единства означаемого и означающего, выделение синхронного и диа- хронного аспектов изучения языка) составлял антикартезианский пафос утверждения несубстанциальной парадигмы в гуманитарном мышлении. Взгляду на мир как на совокуп-ность отдельных сущностей, которые с очевидностью обладают свойства-ми самотождественности и наличного присутствия, и на человека как на монаду — Ego, оперирующего языком — "номенклатурой" этих сущ-ностей, противопоставляется теория ценности, выходящая далеко за пределы узколингвистической сферы. Фундаментальным принципом языка, по С., является принцип диф-ференциации, различия,согласно которому то, что отличает данный элемент (звук, понятие) от других, составляет все его "положительное" содержание. Но такого рода различия конституируют лингвистический знак лишь в более сложной структуре — "ценности" (valeur). Всякая (не только лингвистическая) ценность возникает при одновременном соотнесении элемента по двум осям сходных и несходных с ним элементов (подобно функционированию денежного знака в системах меновой и потребительской стоимос-тей). В случае языка одной осью раз-личий является цепь соотношений "акустических впечатлений", или означающих, а другой — система понятий. При этом у С. наблюдается отчетливая тенденция формализации понятийного ряда языка и трак-товки в дифференциальном плане как "своего-иного" цепи означающих (интересны параллели и развитие этой тенденции в традиции русской "формальной школы" от Шкловско-го до Лотмана). На понятии ценности основана концепция языка как системы, т. е. как автономной цело-стности со своими специфическими закономерностями, в которой отношения элементов даны до самих эле-ментов. Субъект "языка" (ценност-ного инварианта, грамматической системы), согласно С., может быть только коллективным, для индивида язык, актуально функционирующий в бесконечном разнообразии реализаций, в "речи" всегда остается внешним, "молчащим". Предвосхи-щая последующее развитие гума-нитарного познания, С. выдвигал мысль о необходимости разработки общей дисциплины — семиологии, объектом которой наряду с языком стали бы другие знаковые системы, функционирующие в обществе (от военных сигналов до ритуалов и мимики). Концепция ценности по своим импликациям сопоставима с ниц-шеанским проектом "переоценки всех ценностей" с его пафосом бес-субъектного мышления и "систем-ной" игры симметрий и асимметрий языка и витальных сил. Понятие языка как системы перекликается с методологическими поисками геш- тальтпеихологии и постулатами фе-номенологии; оно послужило импульсом для развития структурной лингвистики и через нее — структу-ралистской парадигмы в современной гуманитаристике. Выводы изысканий С., используемые в философии постмодернизма, проинтерпретиро- ваны последней следующим образом: а) всякая знаковая система функцио-нирует вследствие наличия различий между ее элементами; б) смысл любого элемента (знака) обусловли-вается исключительно в контексте его отношения к другим элементам — первичного, исходного, вне- языкового (вне-системного) смысла элемент иметь не может; в) взаимо-связь между звуковым, изобрази-тельным и пр. компонентами знака, с одной стороны, и его концептуальной составляющей, с другой, — про-извольна, исторически обусловлена, не абсолютна: именно так следует трактовать связь "означающее" — "означаемое". Различные направления постструктурализма (деконструкти- визм, структурный психоанализ и др.), расширительно интерпретируя такие соссюрианские термины как "язык", "различие", "означающее", раскры-вают значительный философский потенциал идей швейцарского мыс-лителя (см. также Язык).
А. А. Горных
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОСЛОВИЕ:

  1. СОСЛОВИЕ
  2. КАСТА - сословие или раса, на которые распадается население на Индийском субконтиненте
  3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
  4. ДВОРЯНСТВО
  5. 62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
  6. МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО
  7. 28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
  8. Платон III: антропология, этика
  9. 5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси
  10. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  11. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  12. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  13. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ОТКРЫТОЙ экономики
  14. Платон IV: учение о государстве
  15. 37. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
  16. 11. Политико-правовые теории Древней Греции (Платон, Аристотель, эллинизм)
  17. 41. Политико-правовой проект М. М. Сперанского
  18. Бюджет — экономический атрибут государства и объект народного достояния