<<
>>

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

(лат. distantia — расстояние) — понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой — как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий.

Термин был введен в формальной социологии Зиммелем и лег в основу концепции Визе, опре-делявшем через степень С. Д. между индивидом и надиндивидуальными социальными образованиями различия масс, коллективов и групп. Активно использовался термин и представи-телями Чикагской школы прикладной социологии (прежде всего, Э. Берд- жесом и Р. Э. Парком) в рамках про-граммы изучения локальных сообществ и концентрическо-зонального членения и организации городского пространства Чикаго, а также миг-рации как коллективного поведения, образующего экологический и надстраиваемые над ним экономиче-ский, политический и культурный порядки. Термин "С. Д." проник в психологию, где стал использоваться для сравнительного описания пси-хологической близости между людь-ми и механизмов симпатии-антипатии; активно прижился в теории социального обмена (Хоманс интерпретировал его как показатель меры сплоченнос-ти группы) и в теории символического интеракционизма (в частности, в концепциях Гофмана и Т.
Шибутани). Так, Шибутани по величине С. Д. определял степень автономности или уступчивости индивида, а увеличение С. Д. трактовал как переход от первичных (персонифицированных) отношений в ситуации "лицом- к-лицу" — к вторичным отношениям, в которых человек начинает видеть в "другом" лишь частный случай оп-ределенной социальной категории, а сама С. Д. превращается в объект институционализации (в ролях и нормах) и социального контроля. У Гофмана С. Д. характеризует отношения актеров социальной драмы. В рамках названных концепций оформилось представление о разли-чении личностной (интимной) и публичной дистанций как вариаций расстояния, удерживаемого индивидом между собой и "другими" в процессах взаимодействия.
В структурно-функциональном анализе С. Д. понимается как место индивида (группы) в статусном (структурном) и функциональном пространствах, далеко не всегда совпадающих между собой (так референт или личный секретарь, например, в статусном поле далек от своего босса, но близок к нему в функциональном отношении). В феноменологической социологии С. Д. истолковывается как механизм преодоления естественной установки, в экзистенциальной — как выход из "бытия-в-себе" в "бытие- для-себя", аналогично в неомарк-систской социологии С. Д. характе-ризует переход от "класса-в-себе" к "классу-для-себя". В социологии Манхейма понятие "С. Д." использу-ется для распределения социальных групп (прежде всего интеллигенции) в знаниевом поле. Таким образом, понятие "С. Д." становится поистине универсальным в современной социологии. Это связано (во многом) с переходом социальных систем от жесткого задания С. Д. на основе объективных (социальных, экономических, полити-ческих) различий между социальными группами — к "мягкому", связанному прежде всего с самоопределением личности в культурном, информаци-онном, образовательном пространст-вах при приглушении контрастов в экономической сфере (формирование среднего класса, например) и укреплении механизмов представительных демократий. В современных обществах снимается удельный вес прямых институализированных способов вве-дения С. Д. и увеличивается область действия непрямых способов их установления через символизацию и вторичную ритуализацию схем по-ведения в плюрализированном куль-турном пространстве. Исторически может быть прослежена тенденция постепенного отхода от сегрегатив- ного задания С. Д., господствовавшего в традиционных обществах и закрепленного в различных вариантах кастового и сословного деления, предлагавших открытое пресечение межгрупповых контактов и насильственное включение групп в социальную иерархию, к формирова-нию С. Д. через присвоение отличи-тельного поведения (стиля жизни), через задействование механизмов социального престижа, моды и т. д. К тому же на уровне национальных государственных программ предпри-нимаются целенаправленные и после-довательные действия и поддержи-ваются инициативы по преодолению дискриминации и сегрегации людей по каким-либо признакам (движения за рассовое равноправие, феминисти-ческое движение, движения сексуальных меньшинств и т. д.) и разрушению стереотипов, сформированных на противопоставлении "мы" и "они". В динамичных социальных системах С. Д. становятся подвижными и изме-няемыми в зависимости от особеннос-тей конкретных ситуаций и личностных качеств взаимодействующих людей.

В. Л.Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ
  2. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ (лат. distantia - расстояние
  3. 27. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОРУЖИЯ ПО ПУЛЯМ И ГИЛЬЗАМ. УСТАНОВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЫСТРЕЛА, МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ СТРЕЛЯВШЕГО
  4. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  5. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  6. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  7. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  8. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  9. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  10. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  11. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
  12. СОЦИАЛЬНОСТЬ