<<
>>

СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

понятие, используемое для обозна-чения внутренне единой системы социальных изменений, совершаю-щихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тен-денциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям.

С эво-люционной точки зрения, общество рассматривается как сложная само-организующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение возникающих проблем в ходе вза-имодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих ком-плексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов из-менений в контексте большого ин-тервала времени.В античном мире идея эволюционизма лишь концеп-туально оформлялась(Демокрит, Аристотель), широкое же распрост-ранение он приобретает на основе христианской концепции священной истории (Августин). Статус фи-лософского термина понятие "Э." получает у Николая Кузанского. Мыслители Нового времени обращаются к многостороннему анализу социальных изменений в рамках ес-тественной эволюции мира.
С. Э. отождествляется с прогрессом как бесконечным совершенствованием общества на основе духовного развития человека. При этом Э. трактуется в духе преформизма (Гегель, Маркс), т. е. представления, что ис-торический процесс изначально пре-допределен его исходной сущностью, которая разворачивается во времени — наподобие роста растения из зерна. Это выливается в идею финализма (например, в утопиях), согласно которому существует некое заранее известное конечное состояние Э. Однако в рамках преформиз-ма и финализма оказывается нераз-решимой проблема возникновения нового в социальной жизни. Огромное влияние социальный эволюцио-низм приобретает в 19 в. под воздей-ствием учения Дарвина. Развернутую теорию С. Э., заложившую основы современного понимания эволюции, создал Спенсер.
Согласно Спенсеру, С. Э. есть движение от однородного к разнородному, единство дифферен-циации и интеграции, достижение социального равновесия в ходе адап-тации системы к внешним и внутренним изменениям. Спенсер отка-зывается от отождествления С. Э. и прогресса; Э. включает различные формы и направления, подлежащие оценке. С. Э. есть естественный процесс, который нельзя ускорить: че-ловек может только исказить или задержать его ход. В итоге С. Э. начинает рассматриваться как сово-купность изначально непредопре- деленных социальных изменений, когда в ходе взаимодействия элемен-тов начинает действовать "эффект сборки" и возникает новое. Ориентация ранних эволюционистов на рас-крытие С. Э. через изменения безличных структур вызвала в первой половине 20 в. широкую критику эволюционизма вплоть до отказа от него. В результате в рамках неоэво-люционизма (Парсонс и др.) С. Э. стала рассматриваться как диффе-ренциация в социокультурном и лич-ностном измерениях, причем эволю-ционирует не само по себе социальное (это абстракция); эволюционируют действующие в контексте определенной системы ценностей индивиды (М. Вебер). На основе данной идеи синтезируются типологичес-кий, психологический и культурно- антропологический подходы к С. Э., которая рассматривается как взаи-модействие культурной и социальной систем, где культурная система через ценности (образцы) задает структуру мотивации индивидов, а социальная система — условия ре-ализации мотивов. В процессе деко-дирования культурных матриц и со-здания новых кодов через движение от одного стационарного состояния к другому общество достигает ди-намического равновесия. Одновре-менно на основе общественного разделения труда дифференцируются функции и структуры, увеличивает-ся автономность социальных единиц, развязываются ресурсы. Достаточно сложным является вопрос об источниках (факторах) С. Э., в каче-стве которых назывались самые раз-личные явления (географическая сфера, экономика, классовая борьба и др.). Поскольку социальную жизнь правомерно рассматривать как взаи-модействие, т.
е. обмен духовным, культурным опытом, то здесь и воз-можно искать исходный пункт со-циальных изменений. Источник С. Э. — модели мира, создаваемые людьми и определяющие пути, на которых в социальных действиях индивиды реализуют свои интересы, находя способы решения проблем (спасения) и тем самым вводя инно-вации, что, естественно, порождает новые проблемы (Конт, М. Вебер, Сорокин). При этом возможен как революционный способ изменений, так и более эффективный рефор-мистский, опирающийся на знание конкретных условий и соответствующий человеческой природе. Недо-пустимо сводить С. Э. к какой-то одной форме развития, она включает множество как измерений, так и из-менений. В зависимости от решаемых задач и уровня исследования могут вычленяться этапы С. Э. (например, "историческая эпоха",

Социальная экология 991

"культурный цикл"). Поскольку в силу многообразия изменений С. Э. присущи тенденции конкуренции и дивергенции (особенно в современном обществе), то особое значение имеет нахождение механизмов коо- перативности изменений с целью достижения компромиссов и соли-дарности на основе общих целей в процессе сравнения альтернатив. В качестве таковых механизмов должны прежде всего рассматри-ваться рынок и правовая демократия. С. Э. современной цивилизации имеет ряд отличительных особеннос-тей в силу радикального изменения способа существования людей, что снижает уровень социальной устой-чивости и открывает возможности самых неожиданных результатов. Включение различных народов в об-щий для всех процесс требует учета многообразных факторов при отказе от единого образца С. Э. Учет того, что человечество в собственной истории неоднократно сталкивалось с множеством опасностей с непред-сказуемыми последствиями, возникла задача направляемой С. Э. на ос-нове коллективного разума. Речь идет не об определении однозначного направления С. Э., что невозможно в силу непредсказуемости поведения неустойчивых динамических систем, а о поддержке таких тенденций, которые способствовали бы гу-манизации общества. При этом С. Э. через коэволюцию общества с природой должна быть вписана в эволюцию универсума, что выражается в концепции универсального (глобаль-ного) эволюционизма. (Пригожин, Н. Моисеев).

Г. Я. Миненков

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  2. СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  3. 8.3. ЭВОЛЮЦИЯ систем организации и управления трудом в контексте социального партнерства
  4. ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ
  5. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  6. ЭВОЛЮЦИЯ (лат. evolutio — развертываю
  7. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  8. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  9. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  10. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  11. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
  12. II Раздел . Эволюция налоговой системы России
  13. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  14. Глава 1. Общая характеристика эволюции фондового рынка