<<
>>

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.

Доминант-ной характеристикой С. Ф. как сово-купности социально-нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рас-смотрение ее в конкретной действи-тельности. В качестве пограничной дисциплины С. Ф. анализирует об-щественные проблемы в контексте категориально-понятийных рядов теоретической социологии, с одной стороны, и сопряженных дисциплин (политической экономии, антропо-логии, культурологии, психологии и др.), — с другой. Родоначальниками этой традиции в 19 в. выступили Сен-Симон, Конт, Маркс и Энгельс, Спенсер, а также представители со-циологического психологизма. Нео-марксизм 20 ст. соединил социоло-гическую парадигму теоретической реконструкции общества с философ- ско-антропологическим и психоло-гическим подходами. (Согласно Хорк- хаймеру, С. Ф. — это рефлексия общественной теорией своей собст-венной социальной обусловленности, что и делает данную теорию "истинно критической".) В современном обществе С.
Ф. становится рефлексирую-щим выражением динамики развития современного обществознания, "в границах" которого она оказыва-ется. С. Ф. наследует классической философии истории, занимаясь проблемами социальной эволюции и на-правленности общественных процессов. Не постулируя схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов, С. Ф. опирается (прямо или косвенно) на опыт повседневной деятельности людей и результаты исследований социально-гуманитар- ного плана. Между философией истории и современной С. Ф. отсутст-вует непосредственная связь: "лакуна" была почти на столетие заполнена позитивистскими схемами исследования и социологией, которая стремилась элиминировать вопрос о фи-лософском осмыслении социального бытия и его познания. В середине 20 в. социология была вынуждена отступить перед проблемой "человеческого измерения" процессов трансформации социальных систем и признать вопрос о "возвращении людей в тео-рию" (Хоманс). С. Ф. оказалась перед необходимостью формировать мировоззрение, опирающееся на про- блемность социального бытия и по-знания и дающее некую систему ориентиров человеческой деятельно-сти. В плане динамики и циклического представления социальных процессов мировоззренческая и ме-тодологическая функции С. Ф.ока-зываются взаимообусловленными, а сама С. Ф. предстает особой фор-мой рационального знания, осознающей прерывность социального процесса и обеспечивающей эврис-тическое понимание его континуаль-ности. В последней четверти 20 в. С. Ф. находит новые импульсы само-развития в границах радикальной социологии (Гоулднер и др.) и в пост-структурализме (Фуко и др.).

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  2. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  4. Социальная философия: экономика и политика
  5. 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии
  6. 4 . Социально-политическая философия Возрождения
  7. Социальная философия и идеал справедливого общества.
  8. ГЛАВА XIII. СОЦИАЛЬНО ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII-XX ВВ
  9. 10. ЭМПИРИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЛОККА, СООТНОШЕНИЕ В НЕЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИИ.ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. 17. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев).Народничество в России, его социально-философские позиции.
  11. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  12. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  13. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  14. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  15. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии