<<
>>

СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА



скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Со-временная теория С. К. бурно развивается с 1970-х в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р.
Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равно-весия. Катастрофа возникает как ре-зультат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие "одряхления" системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глу-бинная причина С. К. потенциально связана с трансформациями духов-ных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и "в тоске смертельной мечется толпа" (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при ут-верждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской циви-лизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обост-ряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С. К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, пре-тендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально- люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и урав-нительности. Теоретически такой способ социального действия обосно-вывается в различных радикалист- ских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей созидательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур — традицион-ной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность рус-ской истории. Возможны различные формы С. К. Наиболее наглядно ка-тастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оп-равдывают С. К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформаци-ям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что рево- люционные С. К. — результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фун-даментальных духовно-нравствен-ных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее С. К., что и показал опыт коммунис-тических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что "пусковой крючок" разрушения может быть весьма незначительным, но, разра-зившись, С. К. приобретает свою ло-гику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оп-тимальных способов предупреждения С. К. заключен в "социальной инженерии" (Поппер), т. е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учиты-вающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях "аномальных" социальных систем, долгое время не учиты-вавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитар-ные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются С. К. Ката-строфически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделиро-вание "перестроек", наиболее эффек-тивным для аномальных социальных систем является метод "шоковой те-рапии", в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значи-тельно эффективнее, чем перманент-ная С. К., угнетающая и разлагаю-щая жизненный потенциал личности.
Г. Я. Миненков
СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ — см. МИФОЛОГИЯ.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
  2. СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
  3. 55. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
  4. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  5. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  6. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  7. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  8. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  9. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  10. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  11. 84. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
  12. СОЦИАЛЬНОСТЬ
  13. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
  14. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
  15. Луков В. А.. Социальное проектирование, 2007
  16. 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  17. 6. Социальное страхование