<<
>>

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

область знания, изучающая особенности социального взаимодействия и взаимовлияния людей и их социального контекста. Отталкиваясь от положения о социальной сущности человека как производной его взаи-модействия с непосредственным со-циальным окружением, С.

П. фик-сирует внимание на процессах и эффектах межличностного взаимо-действия в рамках объединений различного уровня сложности. Изучаемый круг вопросов ранжируется от интраличностных процессов (например, формирования и проявления самости, социальной идентичности, социального познания, переживания и т. п.) до межличностных взаи-моотношений. Официальной датой конституирования С. П. как само-стоятельной области знания считается 1908 — год опубликования "Введения в социальную психологию" (У. Мак-Дугалл) и "Социальной психологии" Дж. Росса. Примечательно, что первая из них посвящена "есте-ственным склонностям и способнос-тям человеческого мышления", а вторая — "планам и настоящему, возни-кающему между людьми как следствие формирующихся ассоциаций", т.
е. имеющих весьма отдаленное отношение к предмету С. П. в совре-менном его понимании. В данном вопросе существует определенная контрадикция между американской и европейской традицией. В амери-канской, наиболее мощной, С. П. конституируется как новая дисциплина, предметом которой (как и в психологии в целом) являются инди-видуальные и интраличностные про-цессы (Мак-Дугалл). В европейской традиции предмет С. П. исходно виделся в исследовании роли социальных (структурных контекстов) в отношении индивидуальных процессов (например, Дюркгейм). Признание и наиболее интенсивное развитие со-циально-психологических исследо-ваний происходит в период между Первой и Второй мировыми войнами. Именно после Первой мировой войны С. П. развивается как наука об индивидах, основывающаяся на экспериментально-поведенческой методологии.
Доминирование этой исследовательской методологии отражает общее стремление психоло-гической науки быть признанной ес-тествознанием как "равной среди равных". Последнее становится возможным при соблюдении тех же "правил игры", т. е. использования позитивистской методологии с ее принципами операционализма и ве-рификации. Отсюда доминирование экспериментальных исследований, в основном реализующихся по сти- мульно-реактивной схеме. Расхождения в ориентациях на интра-индивиду- альные и социально-контекстуальные процессы приводят к параллельному существованию психологической и социологической С. П., имеющих свои ассоциации, периодические издания и центры, игнорирующие друг друга. Подобная отчужденность двух "самостоятельных" С. П. сохранялась вплоть до 1990-х. Более известной и распространенной, но и более поверхностной, искусственной, является психологическая С. П. Пси-хологическая С. П. фокусируется на психологических процессах и путях понимания влияния социальных стимулов на индивида, адаптируя экспериментальную методологию. Менее распространенной, но более глубинной традицией, является иду-щая от интеракционистских разработок Кули и Дж. Г. Мида социоло-гическая С. П. Социологическая С. П. концентрируется на взаимности общества и составляющих его индиви-дов, рассматривая в качестве своих основополагающих задач объяснение социального взаимодействия. В качестве исследовательской мето-дологии доминируют наблюдение в естественных условиях и опрос, преимущественно глубинное интервью. Несмотря на проявляющуюся тенденцию к интеграции и нахожде-нию точек соприкосновения, разли- чия подходов и взаимное непонимание по-прежнему имеют место. Оп-ределенные различия имеют место и между американской и европей-ской социально-психологическими традициями. Эти различия менее выражены и определенны по сравнению с предыдущими. В общем же они сводятся к доминированию ори-ентации на индивидуализм в первой и на социальность — во второй. Аме-риканский ученый Дж. Тайфел, об-суждая проблему социального измерения, обосновывает, что "социальная психология должна включать в качестве своих теоретических и иссле-довательских приоритетов прямую заинтересованность во взаимоот-ношениях между психологическим функционированием человека и ши-рокомасштабными социальными процессами и событиями, формирую-щими это функционирование и формируемыми им".
У. Дойз (1986) конкретизирует эти различия в пред-лагаемой дифференциации четырех типов объяснения или "уровней анализа" социально-психологического исследования: "1) Интрапсихологи- ческий уровень, фокусирующийся на механизмах, посредством которых люди организуют свое восприя-тие и оценку социального окружения (уровень 1); 2) интериндивидуальный и ситуационный уровень, охва-тывающие интериндивидуальные процессы в том виде, в котором они реализуются в данной ситуации; различные позиции, занимаемые индивидом и принимаемые во внимание по отношению к ситуации (уровень 2); 3) социально-позиционный уровень, охватывающий экстра-ситуационные различия в социальных позициях, таких, как принадлежность к различным группам и категориям членства участников (уровень 3); 4) идеологический уровень, относящийся к системам представлений, репрезентаций, оценок и норм, раз-деляемых субъектом в ситуации экс-перимента (уровень 4)". Дойз ут-верждает, что американцы более концентрируются на первом и втором уровнях как в теории, так и в исследованиях, в то время как ев-ропейцы — на третьем и четвертом уровнях. Особое место в существую-щем многообразии подходов принад-лежит советской С. П., пытавшейся найти свой третий путь, основанный на попытках воплощения идей марк-сизма-ленинизма с их претензией на разработку и внедрение уникальных возможностей диалектико-материа- листической методологии. В качестве основополагающего принципа провозглашался принцип единства сознания и деятельности, в качестве метаподхода — деятельностный подход. Неопределенность как первого, так и второго привела к отсутствию какой-либо строгой метатеоретичес- кой основы, что, в свою очередь, в качестве следствия, привело к за-имствованию зарубежного исследо-вательского инструментария и тех-нологии при внешней приправке его соответствующим идеологическим соусом, а также туманными утверж-дениями о преимуществах марксист-ско-ленинского подхода. Единствен-ной категорией, имеющей претензии на оригинальное происхождение является категория "общение", в содержании которой действительно присутствует несколько продуктив-ных для развития С.
П. идей. Наряду с общими различиями в исследо-вательских ориентациях с позиций американской,европейской и, с оп-ределенной долей условности, советской социально-психологических традиций, можно говорить о различиях с позиций теоретических перспек-тив или традиций. Применительно к современной С. П. с большей или меньшей определенностью можно говорить об экспериментальной, ког- нитивистской, интеракционистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической, тендерной и социально-конструктивистской перспективах, обладающих опреде-ленными оригинальными идеями, исследовательскими средствами и достижениями. В целом, существу-ющее многообразие подходов сегодня воспринимается как способству-ющее углублению представлений о сущности изучаемой области и спо-собствующее взаимообогащению и развитию. В области теоретических построений констатируется отсутствие какой-либо универсальной и все-объемлющей теории (Ньюстоун, Мэн- стед, 1999). Присутствие огромного количества мини-теорий приводит к фрагментации социально-психологи-ческих представлений и все большему осознанию необходимости разработки интегрирующего их теоретического основания. Одну из наиболее известных и неоднозначно воспринимаемых попыток разработки такого рода метатеории представлены в рамках теории социальных репрезентаций (Мос- ковичи), пытающейся разрешить одну из фундаментальных проблем С. П. — разрыв академической психологии и психологии обыденного сознания или здравого смысла. Проблема на-хождения способов и средств максимально возможного адаптирования исследовательского инструментария к экзистенциальной феноменальности и пространственно-временной континуальности социального бытия личности и ее окружения наиболее активно обсуждается сегодня. Становится все более очевидной ог-раниченность возможностей лабо-раторного эксперимента, жестко структурированных опросных методов и наблюдения, ориентированных на количественную исследова-тельскую методологию. Осознание ограниченности возможностей пози-тивистского подхода приводит к обострению дискуссий о соотношении количественных и качественных методов в социально-психологическом исследовании.
Излишне оптимис-тичное отношение к возможностям качественных методов по отношению к социально-психологической

Социальная психология 987

феноменологии (глубинное интервью, полевое наблюдение, фокус- группы и т. п.) обострило проблему соотношения идиографии и номоте-тики в С. П. Становится очевидным, что постижение подлинной глубины человеческих переживаний во всей их поточности и континуальности, недоступно количественным методам и в большей степени доступно методам качественным. В то же время, углубление в идеографию индивиду-ального случая, особенно характерное для экзистенциально-феноме- нологического подхода, приводит к потере возможности конструирования номотетики, что, в свою очередь, ли-шает исследователя возможности вынесения каких-либо сравнений и соотнесений. Одним их возможных компромиссов, предполагающих возможность гармонического сочетания продуктивных возможностей количественных и качественных методов, представляет методологическая триангуляция, рассматриваемая многими исследователями как третий путь. (Оригинальную версию такого рода представляет методологический подход интегративной эклектики путем триангуляции. Касательно областей прикладных исследований, следует отметить, что в современной С. П. произошел заметный переход от интраличностной и интерситуа-ционной ориентации, характерной для этапа становления, к интерлич-ностной и ситуационно-контексту-альной ориентации. Для первой наиболее характерными категориями выступали аттитюд, малая группа (в контексте стимула) и различные ее характеристики и связанные эффекты и т. п. Для второго этапа более характерными стали такие ка-тегории, как социальные репрезента-ции, социальное познание, социальное мышление, социальное взаимовлия-ние и т. п. Эти категории объемны по содержательным рамкам и позволяют охватить более широкий класс явлений при обеспечении достаточно тесной связи с прозаикой реального социального бытия. Говоря об областях прикладных исследований, можно с определенными оговорками выделить: 1) проблематику личности в контексте формирования и про-явления ее социальной сущности (самость, социализация,социальный опыт, социальная идентичность и т.

д.); 2) проблематику социального познания (социальное восприятие, объяснение, мышление и т. д.); 3) проблема-тику личности в ее взаимодействии с непосредственным социальным окружением (социальное влияние и взаимовлияние; воздействие и взаи-модействие и т. д.); 4) проблематика взаимоотношений личности с ее не-посредственным окружением(малая группа, групповое влияние, групповая динамика и т. д.); 5) проблематика личности в опосредованном социаль-ном окружении (субкультура, обще- ство и т. д.); 6) массовидные явления (толпа, паника, мода и. д.). К числу специально обсуждаемых категорий, наделяемых самостоятельным статусом, часто относят агрессивное, асоциальное и просоциальное поведение, предубеждения и т. п. Оценивая перспективы развития С. П. можно с определенной долей уверен-ности говорить о том, что наряду с приобретением все большего статуса самостоятельности, внутренней интеграции, сближения с прозаикой реального социального бытия для нее характерны и тенденции интеграции с пограничными областями знания и, прежде всего, с антропо-логией, этнографией,социологией, культурологией и т. д.

В. А. Янчук

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

  1. Социальная психология и идеология
  2. Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
  3. Экстрим с психологом или экстрим без психолога
  4. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  5. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  6. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  7. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  8. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  9. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  10. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  11. ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  12. ПСИХОЛОГИЯ
  13. А. Лебедев-Любимов. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ, 2002
  14. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  15. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  16. Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА
  17. Раздел VI. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
  18. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА