<<
>>

Социально-философские и общественно-политические идеи Локка

Хотя эти идеи живо интересовали Локка, они все же не получили такой систематической разработки, как идеи гносеологические. Но между первыми и вторыми имеется прочная связь.

Собственно этические идеи Локка во многом были те же, что и идеи Гассенди,— эвдемонистическое истолкование человеческой жизни.

Отсюда и конкретно-номиналистическое понимание добра и зла как выражения ситуаций, способствующих удовольствию человека или, напротив, увеличивающих его страдание. Такая этическая установка, с которой мы знакомы и на примере Спинозы, предполагает и максимальный учет личных, прежде всего материальных интересов людей, что столь последовательно и ярко подчеркнуто Гоббсом. Подобно ему Локк развивал в основном индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя при этом понятия естественного и гражданского состояний.

Как и Гоббс, Локк свое учение о происхождении государства противопоставлял клерикально-роялистским идеям, обосновывавшим неограниченность королевской власти, обязанной не человеческим установлениям, а божественному авторитету.

В 1680 г. в Англии было опубликовано произведение Роберта Филмера «Патриарх, или Естественная власть королей», направленное против теории общественного договора Гоббса и трактовавшее его понимание верховной власти как власть никем не ограниченного монарха. Именно против этого произведения Фил- мера непосредственно были направлены «Два трактата о государственном правлении», где Локк сформулировал и свое понимание естественного и гражданского состояний.

Подобно Гоббсу и даже последовательнее его Локк трактует людей в естественном состоянии как «свободных, равных и независимых» [262, т. II, с. 56]. Основываясь на фундаментальной идее индивидуалистической борьбы за самосохранение, с которой мы уже столько раз встречались, Локк в отличие от Гоббса энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемого атрибута естественного человека, вынужденного удовлетворять прежде всего свои главные потребности, без которых была бы невозможна сама его жизнь.

Локк глубоко убежден, что собственность всегда свойственна естественному человеку, так сказать, неотделима от человеческого эгоизма.

Выражая по сравнению с Гоббсом потребности более зрелого буржуазного общества, Локк настойчиво подчеркивает значение частной собственности уже в естественном состоянии. Бог дал человеку всю природу, но наибольшую пользу она оказывает ему только становясь частным, личным достоянием. Собственность же неотделима от труда, благодаря которому частное отличается от общего. Автор трактатов «О государственном правлении», можно сказать, поет гимн труду и частной собственности, которые он практически отождествляет, нидя в них основу основ человеческой культуры. Акр обработанной земли стоит в десять раз больше акра необработанной земли, сколь бы плодородной ни была она сама по себе. Труд и прилежоние — главные источники стоимости. На долю же земли и природы приходится лишь какой-нибудь процент ее. В развитии английской буржуазной классической политической экономии роль Локка даже более значительна, чем роль Гоббса. Недаром К. Маркс в своих «Теориях прибавочной стоимости» многократно ссылался на первого из них.

Происхождение государства в принципе обязано обще-ственному договору. Свобода, присущая людям в естественном состоянии, и собственность, неотделимая от человеческой личности, должны сохраняться и в условиях гражданского состояния. В сущности, для этого оно и возникает. Причем верховная власть не должна быть неограниченной даже в том смысле, в каком понимал эту неограниченность Гоббс (не говоря уже о стороннике теократизированного абсолютизма Фильмере).

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею разделения правительственной власти, ибо только в этих условиях можно соблюсти неотъемлемость прав личности. Верховная власть должна состоять как бы из трех независимых, но взаимосвязанных институтов. Законодательная власть предназначена парламенту, исполнительная — в основном суду и армии, а федеративная (ведающая отношениями с другими государствами) — королю и его министрам.

Эта концепция конституционной монархии представляла собой теоретическое осмысление того компромисса между буржуазией и дворянством, который был окончательно закреплен английской революцией 1688 г. В качестве идеолога классового компромисса, ха-рактерного для этой революции, установившей одну из самых устойчивых конституционных монархий, политического идеолога, чья роль была особо подчеркнута в цитированных выше словах Энгельса, Локк одновременно стал одним из главных основоположников буржуазного либерализма в Англии.

Философские и политические позиции Локка определили и его отношение к религии. Как уже отмечено, философ склонялся к деизму, испытал (особенно во время эмиграции в Нидерландах) значительное влияние антитрини- тарных идей «польских братьев». Рационалистическая трактовка христианской религии, характерная для этого направления и тем более для деизма, нашла свое выражение в «Разумности христианства». Впрочем, это не исключает у Локка и отдельных теистических положений. Так, всемогущество как традиционный и главный атрибут моно-теистического бога означает у автора «Опыта...» [II, 13, 22; IV, 10, 18—19] и способность бога творить и уничтожать материю.

Вместе с тем автор «Писем о веротерпимости» — решительный антиклерикал, сторонник полного невмешательства государства и церкви в дела друг друга. К тому же он идеолог буржуазного либерализма, сторонник самой широкой веротерпимости. Но все же с одним весьма знаменательным исключением: веротерпимость не может распространяться на атеистов, разрушающих всякую религию, без которой общество якобы жить не может.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме Социально-философские и общественно-политические идеи Локка:

  1. Идеи Локка в последующей философской мысли
  2. 4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА
  3. 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии.Революционная ситуация и политический кризис в обществе.
  4. 10. ЭМПИРИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЛОККА, СООТНОШЕНИЕ В НЕЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИИ.ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ КОПТЕВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ, ЖАЛОБАМИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПРАВОСЛАВНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ" И ГРАЖДАН И.В. АРТЕМОВА И Д.А. САВИНА
  6. 33. Понятие общества. Основные идеи формационного ицивилизационного понимания общественной жизни и истории.
  7. § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
  8. § 3. Конституционные основы общественного строя и политической системы
  9. 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  10. 4 . Социально-политическая философия Возрождения