СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
(агрес-сивность, деструктивность) — при-менение или угроза применения силы (в прямой или косвенной форме) с целью принуждения людей к опре-деленному поведению, — господство одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни.
Н. всегда сопровождало че-ловеческую историю. Каких-либо однозначных оценок его истоков, причин и функций в социальном процессе не существует, поскольку всегда необходим анализ конкретной исторической ситуации с учетом того, что в любой культуре есть по крайней мере две ценностные ориентации: первая исходит из стремления подавления противоположной стороны, навязывания ей своей воли через систему власти; вторая опирается на принцип равноправия сторон, стратегию диалога, компромисса, баланса сил, отказа от репрессивных форм власти. Во взаимодействии этих ориентаций и выявляется эволюция форм Н. в истории, причем налицо две тенденции: движение от явных форм Н. к более скрытым; стремление к ограничению Н. в кон-тексте утверждения неотъемлемых прав человека. В конечном счете ос-новная проблема заключается в том, какую из названных ориентаций с большим правом можно считать фактором эволюции и двигателем прогресса. Ответ на этот вопрос связан с пониманием истоков Н. Эволюция общества свидетельствует о постоянном росте потенциала Н. в социальных отношениях. В тради-ционных обществах Н. чаще всего выступало в формах непосредственной реакции на "чужого" вплоть до его уничтожения. Индустриальное общество продолжает эту тенден-цию, но здесь на передний план вы-ходят формы косвенного, скрытого Н. Многие исследователи рассмат-ривают индустриальную цивилизацию как исключительно агрессивное общество, где инструментом агрессии становится интеллект на основе рационалистического подхода к миру. Если разум установил истинность каких-либо идей, то все остальное — проблема технологии деятельности, задача которой — реализация истины посредством силового давления на объект. Если сначала такой под-ход распространяется на природу (в чем и заключаются истоки эко-логического кризиса), то со второй половины 18 в. он переносится и на общество, принимая форму идеи на-сильственной революции как способа ускорения социального процесса посредством сознательной организации жизни общества и насильствен-ного облагодетельствования масс со стороны всезнающего и всевластного меньшинства. Наиболее явно эта ло-гика индустриализма выразилась в марксистской трактовке Н. Маркс, опираясь на реальный исторический материал своего времени, рассмат-ривает Н. как объективный фактор социального прогресса и анализирует его на языке классовых отношений, считая, что Н. имеет только социальные причины и характерно исключительно для эксплуататорских обществ. Соответственно обос-новывается идея необходимости и благотворности революционного (прогрессивного) Н. как способа ут-верждения общества без Н. Практи-ческая реализация подобных идей радикальными движениями 20 в. (особенно большевизмом) показала их ограниченность, неприемлемость логики Н., которое, будучи развя-занным и выдвигая даже гуманис-тические лозунги, в конечном счете выливается в нигилизм, мораль смер-ти и убийства, террористическую диктатуру. Гигантский всплеск С. Н. и жестокости в 20 в. показал огра-ниченность его сугубо социально- классовой трактовки и необходи-мость обращения к более глубинным его причинам, связанным с челове- ческой природой. Издавна многие мыслители (Гоббс, Гумплович, Ницше, Фрейд и др.) утверждали, что тенденция к С. Н. вытекает из осо-бенностей человека, его психологии. В частности, австрийский этолог и философ Лоренц утверждает, что Н. (агрессивность) имеет инстинктив-ный характер, будучи защитной ре-акцией организма на среду. Более объемно проблему рассматривал Фромм, отвергающий как натурализм Фрейда и Лоренца, так и соци-ологизм Маркса. Раскрывая "анатомию деструктивности", Фромм признает наличие внутренней агрес-сивности человека. Выявление же ее зависит от социальных условий, реа-лизующих внутреннюю противоре-чивость человека, проживание его сразу в двух мирах. Нарастание С. Н. в историческом процессе связано с преобладанием социальных условий, способствующих агрессив-ности. Формы агрессивности класси-фицируются от доброкачественных (естественная агрессивность как защита жизненных интересов индивида) до злокачественных (специфиче-ски человеческая форма, зачастую ради получения удовольствия). Для человека, согласно Фромму, характерны две ориентации: биофилия и некрофилия. Биофилия — любовь к жизни, к добру, цельности. Некрофилия — любовь к мертвому, темному, механическому, что особенно ярко проявляется в техницизме современного общества, в стремлении к рационализации, что оборачивается страстью разрушения. Психоло-гическая основа деструктивности — конформизм, а также состояние страха перед сложностью бытия. Ис-торический опыт показывает, что хотя Н. в ряде случаев оправданно (сопротивление агрессору, угнетателю и т. п.), оно в конечном счете всегда носит разрушительный харак-тер, отбрасывает общество назад, способствует деморализации и росту проявлений негативных сторон че-ловеческой природы. Особенно опасны широкие насильственные действия в современном обществе с его техническими системами и возмож-ностями. Закономерно, что общество выходит к иным технологиям социальных изменений на основе рав-ноправия сторон (естественно, признающих фундаментальные права человека), диалога, компромисса, солидарности, сотрудничества, куль-турно-морального блокирования де-структивных тенденций человека посредством его внутренних, духовных преобразований, принятия собственной ответственности за зло. При этом нужно видеть особую опас-ность косвенного, психологического насилия, выражающегося в форме навязывания мифов, искаженной информации, манипулирования че-ловеческим сознанием. Понимание того, что Н. порождает только Н., привело к формированию в 20 в. эти-ки и практики ненасильственной борьбы за более справедливое общество (Толстой, М. Ганди, М. Л. Кинг).Г. Я. Миненков
Еще по теме СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:
- СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
- СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
- § 1.2. Похищение человека, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в» ч. 2 ст. 126 УК)
- НАСИЛИЕ
- § 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ (СТ. 318 УК
- § 3. УБИЙСТВО В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА (СТ. 107 УК). § 3.1. Аффект, вызванный насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего
- 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
- Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
- 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
- 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
- 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
- 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
- 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center