<<
>>

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском уни-верситете, усвоил ряд революционных идей западноевропейской фи-лософии.

По возвращении в Россию служит в Сенате, Коммерц-коллегии и в Петербургской Казенной палате. В условиях отказа Екатерины II от либеральных обещаний ("Наказа" — 1760) становится противником самодержавия и крепостничества. В 1773 впервые выступает в печати с переводом "Размышления о греческой истории Мабли", где в "Примечаниях" объявил самодержавие "наипро-тивнейшим человеческому естеству состоянием". В 1780-х знакомится с трудом "История обеих Индий" (Г. Т. Рейналь, Дидро, Нежон), проникается сочувствием к освободительной войне в Северной Америке и убеждается в банкротстве екатеринин-ского "просвещенного абсолютизма". В свет выходит его ода "Вольность", где он приветствует О. Кромвеля и Дж. Вашингтона. В 1782 "Письмо к другу, жительствующему в То-больске" продолжает ту же тему, отрицая даже у прогрессивных госуда-рей воспомоществование вольности народной.
Концепция вольности и антикрепостничества находит худо- жественно-идейное воплощение в "Путешествии из Петербурга в Москву" (написано в середине 1780, напечатано в 1790). Критика крепост-ничества велась Р. с экономической, политической и моральной точек зрения. Несмотря на внешне респектабельную позицию Р., выражавшу-юся в тезисе "правительство для на-рода (а не наоборот)", страстное осуждение, гнев и готовность автора на решительные меры явно преступили просветительское желание обойтись без революционных потря-сений. Реакция самодержавия по-следовала незамедлительно: ссылка в Илимск. (Известна оценка его Екатериной И: "Бунтовщик, хуже Пугачева".) Однако дух мыслителя не сломлен, он постоянно пишет, размышляет, прогнозирует судьбу России, осуществляет философские поиски.
Рождается основной философский трактат Р. "О человеке, его смертности и бессмертии", построенный на принципе диалога материалистических и идеалистических концепций бытия и мышления. Трудно без сомнений отнести философскую позицию самого автора к одной из представленных в трактате концепций, это скорее глубоко личностное философское странствие в целях постижения тайн бытия, смерти и бессмертия, вызванное всем складом натуры и экстраординарными условиями жизни ссыльного. В тексте по-зитивно обновленные философские идеи, отражающие успехи науки и философии, сочетаются с экзистен- циально-личностными настроениями, с надеждой на чудо избавления от кошмара и страха ссыльно-сибир- ского существования. Изложение мыслей Р. в трактате свободное, хотя стиль тяжел и сложен (он пишет как бы для себя). Философская мысль автора движется по типу внутреннего диалога: материя вечна, но есть нечто, что ею не охватывается целиком; человек смертен, он, умирая, исчезает, но не весь, не совсем; нечто в этом процессе вечно-сущее, но что? Первые две части манифестируют материализм, в частности в тезисе о том, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела. Отсюда делался вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой умирание души. В третьей же и четвертой частях Р., вопреки ранее сказанному, утверждает, что нельзя усомниться более, чтобы душа в человеке не была суще-ство само по себе, от телесности отличная... Она такова и есть в самом деле: проста, непротяженна, нераз-делима среди всех чувствований и мыслей. Человек не мог бы без такой души ведать прошлое и будущее, за мгновение пробегая века и мчась мыслью со скоростью непостижимой. В области гносеологии Р. настаивал на различии между чувственным опытом и абстрактным мышлением относительно объекта, не соглашаясь с Гельвецием, абсолютизирующим сенсуализм. Из тезиса о простоте и неразделимости души Р. делает вывод о ее бессмертии: цель Жизни заключается в стремлении к совер-шенству и блаженству, Бог не сотворил нас так, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой, поэтому разумно допустить, что состояние души меняется и совершенствование ее длится вечно. В обосновании ее перево-площения Р.
ссылается на идею пре-дустановленной гармонии Лейбница (отвратительная гусеница — куколка — прекрасная бабочка). По-види- мому, Р. соглашается с воззрениями Ш. Бонне на возможность прогрес-сивной реинкарнации людей, которая постоянно стремится ввысь через цепь постоянных перевоплощений. Похоже, что автор разграничивал ес-тественно-научный взгляд на жизнь и смерть человека, с одной стороны, и моральный постулат о бессмертии души, дающий основания для под-чинения преходящего в жизни вечному, — с другой. (Нечто подобное мы находим у Н. И. Новикова.) После амнистии Р. работал в императорской комиссии гражданского за-конодательства. Покончил жизнь самоубийством.

Э. К. Дорошевич

РАДКЛИФФ-БРАУН (Radcliffe- Brown) Алфред Реджиналд (1881 — 1955) — британский антрополог, создатель структурно-функциона- листского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования королевства Тонга (1916—1919). Создал школу Африканских исследований в Университете Кейптауна (1921—1926) и кафедру антропологии в Сиднейском университе-те (1926—1931). Профессор и глава кафедры социальной антропологии в Оксфорде (1937—1946). Основные сочинения: "Андаманские островитяне" (1922), "Социальная структура" (1949), "Структура и функция в примитивном обществе" (1952), "Метод в социальной антропологии" (1958) и др. В 1920-х Р.-Б. был сторонником функционалистского подхода Малиновского. Неудовлетворенность его возможностями побудила Р.-Б. ввести в контекст функционального ана-лиза понятие "структура". Последнюю он определял как "сложную сеть реально существующих соци-альных отношений". Понимание структуры как набора невидимых отношений, производящих видимый результат на поверхности общества в формах институциализированного поведения, была позаимствована Р.- Б. из естественных наук, прежде всего из атомной физики. Каждое обще-ство, по Р.-Б., вырабатывает свою культурную модель социальных отношений.

Социализация посредством этих моделей вырабатывает сходные формы поведения среди множества людей. Благодаря этому каждый индивидуум обнаруживает себя в схо-жей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений и исполняет предписанную ему со-циальную роль. Структура, по Р.-Б., включает в себя три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это "структура сама по себе", которая может быть обнаружена в социальных ролях как в узлах сети отношений, конституирующих общество. Видимые аспекты социальной структуры подобны анатомии живых существ. Однако реальная структура состоит из невидимых отношений, которая, по Р.-Б., пребывает в статическом состоянии. Во-вторых, это "функция", понятием которой Р.-Б. пользовался для того, чтобы показать структуру в действии. "Функция" определялась им как социально стандартизированный способ деятельности или мышления, направленный на под-держание существования социальной структуры. В-третьих, это "из-менения" или "социальная эволюция", которые, по Р.-Б., являются не менее важной составляющей структуры, чем функции. При этом он предлагал различать радикальные изменения, затрагивающие саму структуру, и текущие, например демографические процессы рождения и смерти. Важной научной заслугой Р.-Б. стала институциализация социальной ант-ропологии как самостоятельной дис-циплины. Ее он определял как "науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах". Цель антропологии Р.-Б. видел в обнаружении общих законов социального и культурного развития человечества. Антропологию он подразделял на три части: археологию, биологическую антро-пологию и этнологию, под которой понимал сравнительно-историческое изучение отдельных народов. Такой подход к пониманию антропологии характерен в целом и для ее современного состояния.

П. В. Терешкович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО:

  1. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  2. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  3. § 7. Равенство и равноправие
  4. § 1. Равенство обязанностей
  5. 11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ
  6. 2.4. Основное бухгалтерское равенство
  7. РАВЕНСТВО ПРОТИВ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  8. § 4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения
  9. 15. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ НА НАЧАЛАХ РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ
  10. СТАТЬЯ 14 УПК РФ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ НА НАЧАЛАХ РАВЕНСТВА ГРАЖДАН ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ
  11. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  12. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  13. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  14. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  15. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  16. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  17. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.