<<
>>

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО



понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, при-надлежащих к различным социальным классам и группам. Идея С. Р. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному.
Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между Р. и сословными привилегиями через формулу "каждому свое": Р. в рамках каждого сословия и неравенство сословий между со-бой. В христианской философии средневековой Европы Р. являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу ("перед Богом все равны") и не имеющей ни-какого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философ- ско-этические взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кастовых обществ: 1) на-следственность привилегий или бес-правия; 2) религиозно-юридический характер общественной дифферен-циации. Но уже в социальных утопиях Возрождения и в философии Просвещения идея С. Р. приобретает светский характер, ставится вопрос о природном Р. людей. В период ста-новления буржуазного общества этот тезис взяли на вооружение про-грессивные идеологи, и феодально- сословному миропорядку были про-тивопоставлены идеи "свободы, Р. и братства". Произошла настоящая революция во взглядах людей на содержание принципа "каждому по делам его": оценка заслуг и, соответ-ственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью ин-дивида к той или иной группе, а его личными свойствами и заслугами. Эти идеи отразились в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции и в петровской "Табели о рангах" в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на Р. всех граждан перед зако-ном в плане Р. гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть ("идеал Р. шансов", вы-двинутый буржуазными революция-ми в Европе). Идея С. Р. постепенно приобретает форму принципа "каждому по его капиталу". Капитал, об-ладание им становится одновременно и главным условием неравенства, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона, Токвиля с его знаменитой книгой "Демократия в Америке", стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию Р. на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического Р. является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как Р. и свобода, Р. и спра-ведливость: "Мы не можем поме-шать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет — к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию". Эту же тенденцию отмечал и Сорокин, указывая, что процесс уравнения идет в мировом масштабе два по-следних века, хотя он далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул полити-ческие, экономические и социаль-ные теории, проходящие под знаком "трудовых", где идея С. Р. воплощается в формуле "каждому по степени его личного социально полезного труда". Современные социальные концепции, затрагивающие проблему С. Р. и неравенства, достаточно условно можно разделить на два на-правления: 1) концепции, которые отстаивают тезис, что неравенство — естественный способ выживания общества — теории функционализма (Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), теория-статусных групп М. Вебера и др.; 2) концепции, в которых ут-верждается, что возможно установить С. Р. и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравен-ство путем социальных революций или на основе реорганизации эко-номической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демокра-тические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т. д.), теории "социального государства".
Е. М. Прилепко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО:

  1. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  2. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО
  3. § 7. Равенство и равноправие
  4. § 1. Равенство обязанностей
  5. 11. ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ
  6. 2.4. Основное бухгалтерское равенство
  7. РАВЕНСТВО ПРОТИВ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  8. § 4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения
  9. 15. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ НА НАЧАЛАХ РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ
  10. СТАТЬЯ 14 УПК РФ: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ НА НАЧАЛАХ РАВЕНСТВА ГРАЖДАН ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ
  11. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  12. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  13. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  14. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  15. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  16. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  17. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  18. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
  19. СОЦИАЛЬНОСТЬ