<<
>>

СОЦИАЛЬНЫЙ АТОМ


(лат. socia- lis — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в об-щества и греч. atomos — недели-мый) — в социометрии Морено — наименьший и неделимый элемент социальной вселенной и структуры отношений, состоящий из совокуп-ности всех отношений между чело-веком и окружающими его людь-ми, которые связаны с ним тем или иным образом в данный момент вре-мени.
Структурно и схематически (графически) С. А. обычно изобра-жается в виде четырех концентриче-ских кругов, отражающих разные степени родства душ и уровни социо- эмоциональных отношений индивида с другими людьми. Наименьший из них представляет внутреннее ядро С. А. (лиц, с которыми поддержи-ваются отношения); больший — внутреннее и внешнее ядро отношений, окружающих индивида; следующий — внешнее ядро (лиц, с которыми хотелось бы иметь отношения); наибольший же — объем знакомств (совокупность всех знакомых конкретного человека, в значительной части своей не имеющих личного значения для индивида в тот или иной момент времени, но способных в какой-то ситуации обрести это значение). Разница между людьми, на-ходящимися с индивидом в эмоцио-нальных отношениях и остальными знакомыми его, определялась Морено как "социальный порог" ("порог С. А."), преодоление которого изнутри или снаружи предполагает необ-ходимость осуществления определен-ного усилия. К фундаментальным характеристикам С. А. Морено относил их изменчивость и способность к взаимодействию, которые, в частности, выражаются в регенерации, социостазе, "психосоциальных сетях" и смерти С. А. Согласно Морено, с течением времени каждый С. А., в силу изменчивости человече-ских отношений (в том числе и их эмоциональных характеристик) и других причин (перемещения партнера в пространстве, смерти и т. д.) из-меняет свою конфигурацию, но при этом он проявляет свойственную ему от природы вещей способность к ре-генерации, главным образом, по-средством включения в себя взамен утраченного партнера по общению какого-то другого (или других). С го-дами эта способность уменьшается (а иногда и просто утрачивается), но в зрелый период функционирования С. А. они почти постоянно находятся в процессе регенерации и взаимно компенсируют свои потери. Данная тенденция С. А. к взаимной регенерации своих структур и под-держанию равновесия между собой квалифицировалась Морено как со- циостаз. Морено подчеркивал, что С. А. обладают способностью к со-единению в различные агрегаты и образованию"психосоциальных сетей" (т. е. широко разветвленных внутренних психосоциальных струк-тур различных сообществ и общества), в силу чего они и выступают в качестве первичных и существен-ных оснований социума. На инди-видуальном уровне, с течением времени величина и спаянность С. А. уменьшаются из-за утраты способности к регенерации, обусловлива-емой, по преимуществу, возрастны-ми факторами. И тогда наступают умирание и смерть С. А. Эта соци-альная смерть выступает как одна из функций социальной реальности, в пределах которой человек оказывается не в состоянии восполнить всевозрастающие утраты общения с эмоционально значимыми для него людьми.
В. И. Овчаренко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНЫЙ АТОМ:

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ АТОМ (лат. socialis - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в общества и греч. atomos - неделимый
  2. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  3. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  4. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  5. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  6. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  7. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  8. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  9. СОЦИАЛЬНОСТЬ
  10. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
  11. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
  12. Луков В. А.. Социальное проектирование, 2007
  13. 6. Социальное страхование
  14. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  15. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ