<<
>>

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК


— фи-
лософско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой — каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве.
В широком смысле концепции "С. П." призваны ответить на вопрос: "как возможно общество?". В более узком контексте понятие "С. П." используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии ин-дивидов и на функционировании со-циальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близ-кие по смыслу "С. П." понятия "морального П." и "нормативного П.". Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожида-ний, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы — С. П. — бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций "С. П." формулируется толь-ко в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Гобсу, Локку и Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и П. в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Аль-тернативную концепцию предлагал Локк. "Социальный договор", пред-ложенный им, основывается на "при-родных законах" — стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял "социальный контракт" как ос-нованный на выражении "всеобщей воли" и требующий полного равенства индивидов и возможности демо-кратического участия. Теории "со-циального договора", предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впос-ледствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более по-здними авторами. Так, Спенсер трактовал С. П. в индустриальном обществе, как основанный на сов-местимых личных интересах и до-говорных отношениях; к анализу проблематики С. П. через условия общественного договора подходили Поппер и Хайек. С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа С. П. Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально- философской традицией функцио-нализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора. Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной ин-теграции и П. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил С. П. в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие С. П. Само понятие "С. П." в теории Парсонса является антитезой "дезинтеграции". Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции С. П., справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений. Второе направление анализа С. П. развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источ-ник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет С. П. как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку С. П. привносится и ценностный норма-тивный элемент — доминирующая идеология. Наиболее интересные современные концепции С. П. не об-наруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее — напротив. Например, Бурдье основывает теорию С. П. на понятии воспроизводства "современной культуры, которая благоприятствует интересам нахо-дящихся у власти через дифферен-цированную систему дистрибуции знания через образовательные ин-ституты", что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов. С критикой обоих направлений выступает в своей работе "Солидарность и раскол" (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции С. П. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд со- циально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию С. П. на микроуровне (теория символического интеракци- онизма, теория социального обмена и т. п.).
Е. А. Угринович
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК:

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
  2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
  3. Глава 3. Порядок предоставления и оформления социальных налоговых вычетов
  4. 86. ПОРЯДОК УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСЧЕТА СРЕДНЕДУШЕВОГО ДОХОДА СЕМЬИ И ДОХОДА ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩЕГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ИХ МАЛОИМУЩИМИ И ОКАЗАНИЯ ИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
  5. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  6. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  7. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  8. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
  9. 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
  10. 1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
  11. 21. 2. Субъекты и порядок апелляционного и кассационного обжалования. Порядок производства в суде второй инстанции
  12. 37. Социальная структура общества и этнические общности.Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.
  13. СОЦИАЛЬНОСТЬ
  14. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
  15. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
  16. Луков В. А.. Социальное проектирование, 2007
  17. 6. Социальное страхование
  18. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
  19. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  20. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ