<<
>>

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП

(греч. stereos — телесный, твердый, объемный, пространственный и typos — отпечаток) — "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.

Термин "С. С." введен У. Липманом в работе "Общественное мнение" (1922) для обозначения как форм общения, организованных по упрощенным (типизированным на уровне повседневной жизни) схемам, так и оснований выносимых социальными субъектами стандартных оценок представителям общественных, профессиональных, этнических групп. С. С.активно разделяются сообществом, исторически и систе-матически формируются и закрепляются в социокультурном опыте, отличаются однообразием. Следование С. С. предполагает избегание ситуации выбора, минимизацию риска, распознавание каждой новой ситуа-ции как привычной и непроблемной. В психологии динамический стерео-тип — фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку.
Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуа-ция не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, С. С. составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.

Д. М. Булынко

СОЦИН (Socino, Sozzini) Фауст (1539—1604) — философ, теолог, гуманист, основатель социнианства. Родился в Сиене(Италия), учился в Лионе (Франция). С 1574 — в Базеле (Швейцария), с 1579 — в Кракове. Активно включился в реформацион- ное движение в Польше и Великом княжестве Литовском (ВКЛ). Анти- тринитарий, испытал воздействие С. Будного. Написал много сочинений полемического, и, главным образом, этического характера — опубликованы Вишоватым в Амстердаме в "Библиотеке польских братьев" (1665—1668). Исходя из ряда протестантских мировоззренческих принципов, С. разрабатывал самостоятельную концепцию, придающую основное значение свободе индивидуальной воли и стремлению к бла-городной деятельности. Считал, что в человеческой жизни решающее значение имеют моральные принципы, а не религиозные убеждения. Индивидуальные усилия могут обес-печить спасение каждому человеку, руководствующемуся моралью в своей жизни. Мировоззрение С. проникнуто рационализмом, гуманизмом и демократизмом, свидетельствует о его движении от религиозной доктрины к философии.

Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП:

  1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП
  2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток
  3. ВОЗДЕЙСТВИЕ СТЕРЕОТИПАМИ
  4. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
  5. стереотипы
  6. Визуализация стереотипа
  7. 90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
  8. Глава 48Реформирование системы социальной защиты и отраслей социальной сферы
  9. 17.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника
  10. 14.3 Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение