<<
>>

СОЦИОЛОГИЯ

— область знания, особенно тесно связанная с социальной философией. Как само-стоятельная наука сложилась в XIX в. в результате конкретизации проблематики традиционной соци-альной философии, развития эмпирических социальных исследова-ний.

Термин «социология» введен французским философом и социо-логом О.Контом. Хотя социология как наука существует уже много десятилетий, до сих пор нет ее четкого и общепринятого определения. И на Западе, и у нас социология нередко трактуется то как научное изучение общества и обществен-ных отношений (Н. Смелсер и др.), то как вся система внутрен-него функционирования человеческого общества (А. Н. Уайт- хед), то как наука о закономерно-стях развития социальных систем — человека, социальных групп, классов, наций, народностей, других социальных общностей (Г.В.Осипов, Л.Г.Почебут и др.), то как исторический материализм (Н.И.Бухарин, Д.И.Чес- ноков). В ее предмет таким образом нередко включается все ос-новное, что есть в обществе. В результате социология как наука лишается своей специфики, особого места в обществознании.

Спенсер

Наиболее правильно подходят к социологии, ее современному состоянию авторы, которые видят в ней, с одной стороны, науку об обществе как целостной системе, и с другой, — знание об отдельных институтах, процессах, группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. В социологии, таким образом, исследу-ются не те или другие социальные системы, общности сами по себе, а системная организация всего общества и отношение к ней или к ее элементам отдельных общественных явлений, взятых как подсистемы. При таком понимании социологии в ее составе выделяются три составные части или уровня: общая социология — учение об обществе как целостной системе; специальные социологические теории — социология отдельных сторон общественной жизни: экономики, государства, права, морали, семьи, армии и др.; теория и методика конкретных социологических исследований, получения эм-пирических и статистических данных.

Среди них общая социология имеет прямое отношение к содержанию социальной философии, входит в нее как один из основных ее ком-понентов. Специальная социология и правила, особенности конкретных социологических исследований относятся к частным научным знаниям об обществе. Все названные уровни социологической науки находятся в тесной связи и взаимодей-ствии.

СПЕНСЕР Герберт (1820 — 1903) — английский философ и социолог, один из главных представителей эволюционизма. Считал эволюцию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Эволюцию понимал как процесс постепенных каче-ственных изменений, главное содержание которых — переход от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разновидности. Эволюция, по Спенсеру, обусловлена законами сохранения материи и энергии, а в конечном счете — универсальным законом постоянства количества силы. Этот закон имеет внеопытное происхождение и коренится в природе на-шего мышления. Непознаваемость данного закона подводит нас к пониманию того важного обстоятельства, что в мире существует Непознанное, что сокро-венная сущность мира не открывается нам в сфере опыта. Опытным путем, рациональным познанием (научным и философским) мы узнаем лишь проявления Не-познанного. Рациональное познание и не должно претендовать на постижение его, — это дело религии. Между религией и наукой нет противоречий, ибо дело религии как раз и есть познавать недоступную для науки сущность, тайну мира. Наука и религия, таким образом, рассматривают одно и то же, но с разных сторон. Специальный раздел главной книги Спенсера «Основные начала» (1862) посвящен соотношению философии и науки, осмысление которого Спенсер осуществляет с позиций контовского позитивизма. Философия сближается им с наукой. Из философии должны быть изгнаны метафизи-ческие вопросы (о сущности, природе вещей, предельных ос-нованиях бытия), т. к. философия тоже ограничена опытом. Исследуя теми же методами ту же область, что и наука, философия отличается от нее степенью общности как знание «вполне объединенное» от знания, «объединенного отчасти».

Истины философии есть объединение частных истин науки. Глобальный эволюционизм, всеоб-щие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социо-логии, этики. Однако, по сути, это привело его к биологизации послед-них трех дисциплин. Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органи- цизм). Индивиды — это как бы клетки или физиологические единицы. В обществе существуют три системы «органов»: поддерживающая систе-ма, обеспечивающая производство необходимых продуктов; распреде-лительная система, обеспечивающая связь частей социального организма на основе разделения труда; регулятивная система (государство), обес-печивающая подчинение частей це-лому.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух)

(1632—1677) — нидерландский фи-лософ. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально-политическую философию. Дли-тельную традицию пантеизма Спиноза переосмыслил в соответствии с философской методологией и эти- ко-социальной проблематикой своего времени. Последовательно отри-цая существование личного внепри- родного Бога, Спиноза трактовал исходное начало бытия и знания как субстанцию, отождествленную им и с Богом, и с умозритель-но трактуемой природой. Такое первоначало представляет собой актуально бесконечный абсолют, обладающий бесчисленными ат-рибутами, из которых в реальном мире природы и человека проявляются только два — протяжен-ность, отождествляемая с материей, и мышление в его высших проявлениях. Сфере субстанции и ее атрибутов противостоит потенциально бесконечная сфера единичных, обособленных вещей, которые являются конкретными состояниями (модусами) двух атрибутов субстанции. Взаи-моотношения единичных вещей характеризуются абсолютным де-терминизмом, исключающим какую-либо случайность, а вместе с ней и представления о чудесах, которыми было переполнено массовое религиозное сознание.

В таком контексте Спиноза отрицал как трансцендентную, так и имманентную телеологию, а тем самым и возможность свободы воли человека. Наличие значительного детерминистского компонента в метафизике Спинозы служило главным основанием для трактовки его в качестве материалиста в марксистской философской традиции, которая обычно игнорировала объективность мыслительного начала в той же метафизике.

Более адекватно последняя должна расцениваться как проявление натурализма и органицизма. В учении о познании большое значение придается Спинозой опытной ступени, благодаря которой познаются единичные вещи в их взаимной причи- ненности. Значительно же более глубоким является познание интел-лектуальное и интуитивное, посред-ством которых возможно постижение субстанции с ее атрибутами и единичных вещей в качестве ее модусов. Спиноза категорически отрицает свободу человеческой воли, по-нимая ее как активизирующую силу истинных идей. Вместо этого он формулирует понятие «свободной необходимости», которое и выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Разрабо-танная Спинозой на таком базисе этическая доктрина заключает в себе стоические, эпикурейские и неко-торые другие мотивы, в которых находит выражение неоднозначность его общественной ориентации. В своей социальной философии он, обращая внимание на растущий эгоизм человека в условиях формирующегося капитализма, подчеркивал значение разделения труда. Огромную роль сыграло исследование Спинозой происхождения и сущности Ветхого завета, которое наноси-ло сильнейший удар по более чем тысячелетней традиции трактовки его в качестве боговдохновленного писания. Большинство современников Спинозы из числа философов (и тем более религиозные фанатики) объявляли его воззрения атеистическими, однако сам он решительно отрицал эти обвинения, отождествляя атеизм с аморализмом и объявляя своих оппонентов не религиозными, а суеверными. В XVIII—XIX вв. философия Спинозы приобрела большое влияние, особенно в Германии (в частности, на Шеллинга и Фейербаха). С конца XIX в. получило рас-пространение религиозное истол-кование спинозизма.

Справедливост ь

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СОЦИОЛОГИЯ:

  1. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  4. СОЦИОЛОГИЯ
  5. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  6. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  7. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  8. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах, 2001
  9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  11. ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  12. Связь социологии труда с науками о труде социологического профиля
  13. Б. М. Генкин. Экономика и социология труда : учеб. для вузов, 2007
  14. Связь социологии труда с науками о труде несоциологического профиля
  15. Глава 1.ТРУД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
  16. СОЦИОЛОГИЯ (лат. societas - общество и греч. logos учение