<<
>>

СОЗНАНИЕ


— традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит — в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Би-наризм) понятию Бытия (см. Бытие) как субъективное — объективному.
В рамках материалистической традиции (см. Отражение) понятие "С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отно-шениях, закономерностях объектив-ного мира, ставить цели и разраба-тывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и кон-тролировать эмоциональные, рацио-нальные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непо-средственно не воспринимаются ор-ганами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно- практической деятельности ни само-го сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. выра-жается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиоло-гическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологиче- ском ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеуст-ремленность, волю и саморефлек-сивность С. Идеальное характеризует сущностное содержание С. как субъективной реальности. Определение С. в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способ-ностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндиви- дуальной форме ("Я" и "Сверх-Я"). Социология изучает С. как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различ-ных социальных групп, классов, на-ций и общества в целом. Социология раскрывает роль С. в организации общественного бытия человека, в ис-торической динамике его цивилиза-ционного и культурного развития. В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, мак-рокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древне-греческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндийской философии — брахман (безличное духовное начало). Ценность че-ловеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропо-рядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доми-нировало синкретичное представ-ление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверх-чувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона.
В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдо- сом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожде-ление, пыл, рассудительность) соот-ветствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается воз-можность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобре-тение истинного знания связывается с процессом припоминания челове-ческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придер-живаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового боже-ственного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени фор-мируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморе-флексия. Для Декарта С. — субстан-ция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанция-ми монады — неделимые первоэле-менты бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формирует-ся также натуралистически-функ-циональный подход к объяснению С. Оно начинает рассматриваться (Ла- метри, Кабанис, Гольбах и др.) в со-ответствии с достижениями физио-логии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической тра-диции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании само-сознания, воли, ценностей как фе-номенов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Была выявлена органическая взаи-мосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм С. (Кант, Гегель). Диалектико-матери- алистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объектив-ного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельно-сти человека. Предпосылками ста-новления С. в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточ-ного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практиче-скому освоению мира с помощью ис-кусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда по-требности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических сис-темах, положивших начало форми-рованию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъек-тивность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологичес- ком ракурсе субъьект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совер-шается вычленение некоторого доре- флексивного уровня С. и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни С. осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм С., разума, о возможности при-общения С. человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым.
Е. В. Петушкова
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СОЗНАНИЕ:

  1. 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.Структура общественного сознания и его основные формы.Обыденное и теоретическое сознание.
  2. 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышлениекак формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
  3. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  4. СОЗНАНИЕ
  5. Политическое сознание
  6. Душа, сознание и разум
  7. ГЛАВА VII. СОЗНАНИЕ
  8. ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  9. 5. Формы общественного сознания
  10. Политическое сознание
  11. ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  12. Религиозное сознание
  13. Глава 12. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
  14. Общественное сознание и духовная культура