<<
>>

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

— длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VIII—начало XV вв. н. э.). Другая, более расширительная точка зрения, заключается в отождествлении 4іюбой философской системы, хронологически созданной в указанный период Средневековья, со «средневековой философией» (тогда имеет смысл говорить, например, об арабской, индийской, китайской, японской средневековой философии).

В ев-ропейской истории философии указанный период обычно называкгг эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка . христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инако-мыслия, поскольку процесс фило-софствования находился под неу-сыпным контролем со стороны института церкви. В самой схоластике различают три периода: ранняя схоластика — по XII в., период ее расцвета — XIII в. и поздняя схоластика — XIV—XV вв. Если в патристике аристотелизм практически не имел никакого значения, то с середины XII в. и до конца XIII в.
проис-ходит значительный переворот в христианском восприятии античной философии в связи с приходом на Запад огромного наследия Аристотеля в латинских переводах с арабского и греческого языков. При этом развитие мысли и философии в средние века происходило в религиозно-теологических рамках. Основной спектр философских проблем представляли: соотношение веры и разума; Бога и мира; души и тела; теологии и философии. Наука и философия были провозглашены «слу-жанками» теологии. Шла борьба между двумя возможными путями познания — «позитивной теоло-гией» (основанной на аналогии между миром реальных предметов, в том числе человеком, и Богом как его творцом) и «негативной теоло-гией» (исходящей из невозможности приписать бесконечному и непо-стижимому Богу конечные и ограни-ченные свойства, известные человеку).
Первый подход был бо-лее рационалистичен, второй же приоткрывал мистическую, трансцендентную природу Бога, его непознаваемость в ограниченных формах рассудка. Развитие средневековой мысли во многом шло по пути комментирования древних трактатов и создания переводов (например, Боэций (ок. 480 — 524), Иоанн из Дамаска (VIII в.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877). Метод схоластической философии был предопределен в ее исходных посылках — не нахождение истины (она уже дана в откровении), а изложение и доказательство этой истины посредством разума, т.е. философии. Таким образом, Бог являлся главным предметом не только теологического, но философского мышления, различия между наукой и теологией, философией и теологией не допускались. Перед философией ставилась троякая задача — с помощью разума про-никнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эф-фективной ее усвояемости; и, на-конец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин. В схоластическом методе господствовал формализм, а главным орудием была формальная логика. В узком смысле слова этот метод заключался в операции вывода заключений из противоположных те-зисов, возражений «за» и «против» для поддержания спекулятивного содержания христианства. Схола-стическое философское мышление сосредоточилось, в сущности, на двух проблемах — на споре номинализма и реализма, и доказательстве существования Бога. Первый вопрос, или иначе, проблема универсалий (общих понятий), уходит корнями в философию Платона и Аристотеля, а по завершении схоластики переходит в философию Нового времени. По существу, это вопрос о соотношении общего и единичного. Крайний реализм (от лат. realis — реальный, дей-ствительный) приписывал существо-вание лишь общему, т.е. идеям, су-ществующим до единичных вещей (в духе Платона). Умеренные реалисты исходили из аристотелевского уче-ния о родах, согласно которому общее реально существует в вещах.
Номиналисты (от лат. nomen — имя), напротив, считали, что общее существует лишь после вещей. Крайние номиналисты считали общее лишь пустым звуком, звуковой стороной слова. Умеренные номиналисты полагали общее в качестве мысли, понятия, имени, которые играют важную роль в познании.

Крупнейшим представителем пе-риода расцвета схоластики в Европе был Фома Аквинский (1225—1274), «ангельский доктор». Его обширное литературно-философское творче-ство включает в себя комментарии Аристотеля, небольшие трактаты из области теологии, философии государства и общества, права и др. Главными трудами Фомы Аквинского считаются «Сумма теологии», где разраба-тывается католическая догмати-ка, и «Сумма против язычников». Пытаясь постигнуть разумом различные проявления Бога в мире, Фома создает свои знаменитые пять доказательств бытия Бога. Впоследствии работы Фомы Ак-винского были канонизированы католической церковью, дав начало целому религиозно-философскому направлению — томизму, а сам он причислен к лику святых. Основным представителем оппо-зиционного схоластике течения в этот период являлся Роджер Бэкон (1210 — 1294). Его мышление уже не было типично средневеко-вым: он не признавал авторитетов, склонялся к индивидуализму, выступил с критикой влиятельного томизма. Трагичность его лич-ной судьбы и оригинальность мысли закрепили за ним прозвище «удивительный доктор». В эпоху поздней схоластики ве-дется борьба между томизмом и августинизмом (Иоанн Дуне Скот (1270—1308). Усиливаются тенденции мистицизма и ир-рационализма (Иоганн Экхарт (1260—1327). Близок к мистицизму неоплатоновского толка и Николай Кузанский (1401—1464).

Уильям Оккам (1290—1350) также выражает новый дух — антисистематический и антидогматический, возрождающий на новом уровне идеи номинализма. Реальность еди-ничного, конкретного сближала философию с эмпирическими дисцип-линами и делало ее проводником нового, ренессансного подъема наук.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  2. Глава IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ТЕОЦЕНТРИЗМ
  3. 2. Философия в эпоху Средневековья
  4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Средневековая философия — это
  7. РАЗДЕЛ 3.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ В БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХСТРАНАХ И В МУСУЛЬМАНСКОЙ ИСПАНИИ
  8. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  9. Глава VII. Философия средневековья
  10. АРИСТОТЕЛИЗМ И ПЛАТОНИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. Философия и наука в странах Ближнего Востока в раннее средневековье
  12. Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов., 1979
  13. Абсолют АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — средневековый философ, теолог, поэт
  14. Средневековье
  15. Конфуций и его школа. Средневековое изображение
  16. 3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В PEHECCAHCHOE В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
  17. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.