<<
>>

СРЕДНИЙ КЛАСС

(англ. middle class — средний класс, франц. аналог — bourgeoisie от позднелат. bur- gus — укрепленный город) — соци- олого-политологическое понятие для обозначения промежуточных со-циальных слоев, располагающихся между элитой, господствующей в об-ществе, с одной стороны, и пролета-риатом вкупе с маргинальными со-циальными группами, — с другой.

Традиционно предполагается, что удельный вес и влияние С. К. в об-ществе любого типа обусловливают как присущий последнему диапазон возможных общественных противо-речий, так и адаптационный потенциал этого общества. В статусе термина, фиксирующего само наличие феномена С. К. в социальной структуре, понятие "С. К." было известно уже римским сборщикам налогов эпохи Империи. Легитимировано в интеллектуальном обороте в начале 19 в. Социально-философское из-мерение и полемическую заострен-ность понятие "С. К." приобретает в контексте дискуссий (Западная Европа середины 19 в.) о трансфор-мации буржуазии как С. К. эпохи феодализма в правящий класс капи-тализма.
Согласно версии Маркса — Энгельса, рудиментные представи-тели С. К. буржуазного общества (крестьяне, мелкие буржуа и т. п.) обречены самим ходом осуществления исторического процесса на гибель, тем самым превращая социаль- но-классовую схему индустриального общества в исключительную оппозицию относительно немногочисленной буржуазии, с одной стороны, и пролетариата, с другой. (Пафос ра-бот Маркса "Классовая борьба во Франции 1848—1850" и "Граждан-ская война во Франции. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих" сводим к проблеме осуществимости проле-тарской революции в случае опти-мального поведения основной массы С. К. в ситуации революционного конфликта.) Современное для 20 в. содержание понятия "С. К." сформи-ровалось как итог осмысления обще-ствоведами преимущественно социал- демократического толка (Каутский, Бернштейн) процессов превращения служащих (наемных работников нефизического труда) в численно значимый фрагмент общественной структуры капитализма.
По версии Каутского — Бернштейна, данный социально-структурный сдвиг необходимо влечет за собой коренную трансформацию буржуазного обще-ства: нонконформизм "нового С. К." оказывается в состоянии смягчить антагонизмы капитализма,будучи сопряжен с процедурами "обуржуа- зивания" пролетариата. Резкое со-кращение доли неимущих слоев населения в схеме распределения национального богатства развитых государств во второй половине 20 в. (как итог разворачивания НТР, диффузии собственности в ходе реформ по репертуарам "нового курса" в США и т. д.) трансформировали идею С. К. в наиболее распространенную для западной социологии. Сопоста-вимый для основной массы населения уровень доходов, возрастающая и постоянно модернизирующаяся структура удовлетворяемых потреб-ностей людей, реформистские по ти-пу основания социальных ожиданий, демократические политические предпочтения, акцентированно "не-пролетарская" классовая самооценка современных представителей С. К. на Западе являют собой один из ведущих аргументов в пользу тезиса о стабилизирующем воздействии процессов становления постиндустриализма на капиталистическое общество. Идея и концепция С. К. как гаранта общественной стабильности оказали определенное влияние также и на парадигму Конституции СССР (1977): смысл провозглашения неизбежности и желательности до-стижения советским обществом на этапе "зрелого социализма" состоя- ния социально-классовой однород-ности выглядел явным парафразом концепции С. К. (См. также Буржуазия, Демократический капитализм, Открытое общество).

А. А.Грицанов

СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Ио-сиф Виссарионович(1879—1953)— идеолог, теоретик и практик процесса построения социализма в СССР. Учился вдуховной семинарии. В1922— 1952 — генеральный секретарь партии большевиков, в 1952 —1953 — первый секретарь ЦК КПСС. Сохранив в качестве обязательной цели утопи-ческий и антигосударственный идеал коммунизма, обосновывающий историческую легитимность совет-ской диктатуры идеократического типа, С. сумел подчинить деструк-тивный потенциал коммунистической идеологии великодержавным интересам: "окончательное" построение коммунизма в СССР постоянно откладывалось.

С. заместил динамику революционистски-тоталитарного российского большевизма Ленина — Троцкого — Бухарина процедурами построения стабильного тоталитарного государства. С. преодолел боль-шевистскую трактовку разрушения общества, человека и экономики как неизбежной платы за "социалистический прогресс". (Ср. идею Бухарина о "законе" падения производительных сил вплоть до формирования новой структуры общества.) Всеобъ-емлющий государственный контроль оттеснил на второй план экстремистские программы формирования "нового человека". С. выступал при-верженцем идеи насильственного коммунистического преобразования мира в планетарном масштабе как результата геополитической экспансии сверхиндустриализованного и ми-литаризованного Советского Союза. Явился создателем системы социа-листического лагеря. По указаниям С. был написан раздел "О диалекти-ческом и историческом материализме" (1938) для "Краткого курса истории ВКП(б)". Эта работа в популярной, схематичной и сжатой форме содержала основы философской теории марксизма-ленинизма, предназна-ченные для читателя-неофита. Будучи канонизированным при жизни С., очерк позднее был подвергнут критике в официальной советской философии. (Отмечалось игнориро-вание С. диалектической сущности закона отрицания отрицания,недооценка проблемы единства противо-положностей, схематичное изложение процесса взаимосвязи и взаимодей-ствия философии,теории и практики, поспешный вывод об отмирании надстройки вследствие трансфор-мации экономического базиса.) Высокая степень искусственности и схоластичности, присущая этой по-лемике даже в ее заочном воплоще-нии, сделала еще более очевидной реальную роль С. для судеб отечест-венной философской культуры. Про-должая линию Ленина на превраще-ние философии в политизированный феномен — орудие тоталитарного ре-жима, С. создал и институализиро- вал устойчивую систему генерирова-ния, отбора, вертикальной ротации и воспроизведения ангажированных властью идеологических кадров, тем самым надолго трансформировав офи-циально-государственную философ-скую мысль в СССР в агрессивную духовную субстанцию реакционно- религиозного характера.

А.

А. Грицанов

СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813—1840) — русский философ. В 1830—1834 учился на словесном отделении Московского университета, жил в доме известного русского шеллингианца профессора М. Г. Павлова. Находился в кругу идей немец-кой трансцендентально-критической философии и немецкого романтиз-ма. Через изучение систем (последо-вательно) Шеллинга, Канта, Фихте пришел к идеализму Гегеля (во многом под воздействием Бакунина), но в ряде моментов пытался синтези-ровать гегельянство с шеллингиан- ством и фихтеанством. Один из основных идеологов западничества, благодаря кому оно обрело и свою первую организационную форму — "кружок Станкевича", основанный в 1832. Наряду со С., в кружок входили: Белинский, Грановский, В. П. Боткин, М. Н. Катков, Кавелин, К. С. Аксаков и др. В 1837 С. уехал из-за плохого здоровья на лечение за границу. Слушал лекции в Берлинском университете. Послед-ние годы жизни провел в Италии. Писал мало, специальных работ по философии не создал. Круг идей С. реконструируется из его статей, а главным образом — из обширной переписки. В 1914 была издана его переписка, в 1982 вышел том избранных сочинений. Конкретным деятельностным началом бытия, со-гласно С., выступает Дух. Автоном-ного человеческого разума оказывает-ся недостаточно для его выражения. Поэтому необходимо религиозное начало, понимаемое как всеобщая любовь, составляющая сущность че-ловеческой жизни, в которой разум — лишь одна из ее составляю-щих. Упрочить религиозное начало и определить место разума может только философия. Конкретным деятелем в мире является йравственно совершенная личность, укорененная через этическое долженствование и единение с другими людьми через любовь в трансцендентальной сфере. Нравственные ориентиры позволяют избежать или преодолеть разобщен-ность людей. Действительность как внешнее бытие, по С., — царство случайности. Действительность в ее истинности есть царство духа. Отсюда философия истории С., рассмат-ривающая человеческий род как единое целое и исторический процесс — как закономерное проявление этого целостного единства.

Основные идеи философии истории С. были развиты в работах Грановского.

В. Л.Абушенко

СТАРОГОРОДСКИЙ Сергий (1867— 1944) — православный религиозный деятель, философ, богослов. В 1895 защитил магистерскую диссертацию по богословию на тему "Православное учение о спасении". Ректор Санкт- Петербургской Духовной Академии, затем — епископ Финляндский, с 1918 — один из заместителей мес-тоблюстителя патриаршего престо-ла, после смерти патриарха Тихона (1925) и ареста митрополитов Петра и Агафангела — местоблюститель патриаршего престола, митрополит Московский; в 1927 подписал Дек-ларацию о лояльности Советской власти, что послужило поводом к окончательному оформлению Карло- вацкого раскола и конституирова- нию Русской Православной Церкви Заграницей, которая возглавлялась митрополитом Храповицким), с 1943 по 1944 — патриарх Московский и всея Руси. Магистерская диссерта-ция С. в 1895 году вышла отдельной книгой и выдержала четыре доре-волюционных переиздания. В подза-головке она называется "Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Святого писания и творений свято-оте- ческих". "Нравственно-субъектив- ная сторона" предмета является определяющей для богословия С. Догматическое учение Церкви рас-сматривается им в категориях нрав-ственности. Богословская система строится не "от Бога", а "от религи-озного опыта человека". По С., веч-ная жизнь и есть благо, спасение есть нравственное совершенство, блаженство есть добродетель. Награ-да за добродетель содержится в самой добродетели, вынесение ее за пределы земной жизни человека не-правомерно. Система С. построена как антитеза католическому учению о спасении, где последнее рассматривается в юридических терминах небесной награды, платы за доброде-тельную жизнь на земле(ср. учение "об удовлетворении" Ансельма Кен- терберийского). С. считает, что для спасения необходимо прежде всего волевое усилие человека, направлен-ное к нравственному совершенствованию; это волевое усилие "закреп-ляется" благодатью, которая и есть Божественное участие в спасении человека.

Такой подход снижает роль таинств в христианской жизни: спасенным можно быть и без крещения при условии, что человек твердо желает царства Божия. Так же крещение может быть заменено "бес-кровным мучениством", которое по внутреннему смыслу самоотречения тождественно крещению. На одно-сторонность работы С. указывали еще его оппоненты во время защиты магистерской диссертации. С. на-столько увлечен личным нравствен-ным выбором человека, что вопло-щение и крестная смерть Христа в его системе перестают быть необхо-димыми. Если нравственное совер-шенство и спасение совпадает, то Бог нужен человеку лишь как этический ориентир; понятие"искупительной жертвы Христовой" при такой по-становке вопроса теряет свой смысл. Однако С. не развил в своей работе эту логику "нравственного мониз-ма": выскажись он определенней, его неминуемо обвинили бы в ереси. Но благодаря тому, что все догмати-чески неверные места диссертации были растворены в строго-право-славном контексте, работа заслужила высокое признание. Акцент на нравственно-субъективной стороне спасения, сделанный в "Православном учении о спасении", ближе всего к богословским воззрениям Храпо-вицкого, который был первым оп-понентом на защите диссертации. Несмотря на близость взглядов, Хра-повицкий вынужден был указать в частной беседе на слишком вольное понимание С. Церковных таинств, но на публичном выступлении он оценил работу как "блестящую". Будучи ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, С. председа-тельствовал на религиозно-философ-ских собраниях 1901 —1903, ко-торые считаются одним из самых ярких событий русского религиозно-го возрождения. По словам совре-менников, это была "встреча интел-лигенции с Церковью". Главным мотивом, определившим тематику собраний, было желание соединить веру и разум. Церковь должна была освятить интеллектуальную деятель-ность интеллигенции, а интеллиген-ция оживить церковную жизнь. Все-го состоялось 22 собрания, на них обсуждались религиозно-философ- ские проблемы власти, формирования религиозной общественности, проблема "Нового Откровения" и со-временного истолкования догматов, религиозно-философское истолкова-ние брака в связи с концепцией Розанова о "святой плоти", обсужда-лось священство, ставился вопрос о церковных реформах. В Собрании принимали участие Мережковский, Минский, Розанов, Тернавцев, Сол- лертинский и др. В 1903 собрания были запрещены властями.

И. А. Воробьева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме СРЕДНИЙ КЛАСС:

  1. Сказка о защите средних классов
  2. Ошибка шестнадцатая. В России нет среднего класса, на противопоставлении финансовому поведению представителей которого Роберт Кийосаки выстраивает теорию успешного обогащения
  3. ПОДРОБНЕЕ О СКОЛЬЗЯЩИХ СРЕДНИХ ВЗВЕШЕННЫЕ СКОЛЬЗЯЩИЕ СРЕДНИЕ
  4. КЛАСС
  5. КЛАСС
  6. МАСТЕР-КЛАСС
  7. 5.1. Класс
  8. 5.5. Шаблоны или параметризованные классы
  9. Классы
  10. Диаграмма классов (class diagram)
  11. СКОЛЬЗЯЩИЕ СРЕДНИЕ
  12. 5.2. Отношения между классами
  13. 2.5. Вычисление средних величин